Юридическая ответственность.
Юридическая ответственность есть особое правовое отношение между правонарушителем с одной стороны и компетентным органом государства с другой, по которому правонарушитель должен дать отчет за результаты своей прошлой неправомерной деятельности и претерпеть предусмотренные законом меры государственного принуждения.
Юридическая ответственность имеет свои цели, или функции. В частности, она преследует цели воспитания человека, предотвращения правонарушения, наказания виновных, однако они объединяются одной ведущей целью - охрана порядка общества. Реализуя эту цель, юридическая ответственность служит и средством кары, и средством компенсации, и воспитания, и предотвращения правонарушений.
Юридическая ответственность имеет свои особые принципы. Ими выступают:
-
обоснованность;
-
законность;
-
целесообразность;
-
справедливость;
-
неотвратимость;
-
быстрота.
Данные принципы выглядят как руководящие идеи, пронизывающие меры юридической ответственности и определяющие порядок, процедуру привлечения лица к ответственности.
Юридическая ответственность имеет свое основание. В теории права выделяют фактическое, нормативное и субъективное основания юридической ответственности. Фактическим основанием выступает факт совершения нарушителем конкретного правонарушения. Это выражается в том, что компетентные органы обнаруживают признаки состава правонарушения в поведении лица и применяют к нему меры правовой ответственности. Нормативное основание - это факт закрепления мер юридической ответственности в действующем законодательстве. Именно действующее законодательство своими нормами устанавливает санкции и процедуру их применения за совершенное правонарушение. В этой связи юридическая ответственность всегда четко процессуально урегулирована. Субъективным основанием является свобода человеческой воли, то есть возможность лица совершать акты избирательного поведения и факты нарушения рамок, границ свободы воли составляют субъективную основу для юридической ответственности.
-
Зачем нужно право в обществе
Историческая наука свидетельствует, что право возникает вместе с государством на определенном этапе общественного развития. Оно возникает как реализация необходимости по-новому урегулировать общественную жизнь на началах частной собственности и социального неравенства в обществе. Необходимость права объясняется потребностью сглаживания, урегулирования социальных трений и противоречий. Возникновение права исторически происходит двумя путями. Это: 1) государственное санкционирование каких-либо объективно сложившихся норм;
2) правотворчество.
Государственное санкционирование означает возведение в ранг правовых требований каких-либо общественных отношений или норм, существовавших в виде обычаев, традиций и т.д. Это означает придание общесоциального характера той социальной норме, которая ранее опиралась только на общественное мнение. Возникновение права характеризуется тем, что органы государственной власти наиболее важные, социально значимые и отвечающие интересам политической власти нормы берутся под защиту государства. На этапе возникновения права правовое регулирование не может строиться только на началах права, возникшего их обычаев. Отсюда возникает необходимость правовых норм, которые бы защищали и выражали волю и интересы выделившейся из общества верхушки, олицетворявшей политическую власть. Это вызывает правотворчество - государственную деятельность, состоящую в разработке и введении в действие каких-либо новых правовых норм. Оно означает создание новых норм, отмену ранее действовавших или внесение в них изменений.
Право с момента возникновения проявляет себя как особый социальный институт общества. В этом качестве оно характеризуется рядом существенных признаков. Наиболее основными признаками права являются:
-
государственно-волевой характер;
-
нормативность;
-
государственная обязательность;
-
системность;
-
формальная определенность.
Государственно-волевой характер проявляется в том, что право есть выражение государственной воли, получившей формально определенное выражение в виде законов, уставов, кодексов и т.д. Формирование государственной воли - сложный процесс. В основе его лежит возведение наиболее существенных интересов классов, социальных слоев в ранг правовых требований. Человеческие интересы, осознаваясь людьми, превращаются в юридические мотивы их деятельности, и право в целом выглядит как система юридически защищенных интересов. Интересы отдельных лиц, социальных слоев и классов выражаются в политике и влияют на деятельность правотворческих органов. Правотворческие органы, осознавая наиболее важные интересы общественной жизни, закрепляют их в виде требований. Государственная воля объективно выражается в системе источников права. Право есть средство обслуживания, защиты и гарантирования совокупных интересов людей.
Нормативность права выражается в его способности быть результатом общественных отношений. Это достигается путем установления рамок, границ человеческого поведения. Устанавливая эти границы, право тем самым нормирует деятельность людей. Оно системой своих требований приводит человеческое поведение к норме. Правовые нормы вытесняют из жизни общества социально вредные варианты поведения, а также разрешают и гарантируют полезное поведение. Нормативность права есть его способность через волю и поведение человека обеспечить регулирование его деятельности.
Государственная обязательность заключается в том, что нормы права выражают в своем содержании не совет или призыв, а безусловный государственный императив, подкрепленный возможностью государственного принуждения. Правовые требования всегда государственно обязательны. Они подлежат безусловному исполнению, а если какое-либо требование не соблюдается, то аппарат правоохранительных органов в обязательном порядке заставляет подчиняться требованиям, содержащимся в правовых нормах
Системность права выражается в том, что оно не представляет собой механическую сумму правовых требований. Наоборот, правовые нормы представляют единую, согласованную, непротиворечивую систему. Каждая правовая норма занимает отведенное ей место и ее юридическая сила определяется, исходя из того места, которое она занимает. Системность права обеспечивает единство, централизованность правовых требований.
Формальная определенность выражается в том, что правовые нормы издаются строго определенными органами, вступают в силу в строго определенном порядке, выражаются в виде знаков письменной речи правотворческих органов. Отсюда право имеет письменную историю. Формальная определенность позволяет ознакомиться со смыслом и содержанием правовой нормы. Это важное средство установления единообразия и понимания применения правовых норм. С другой стороны, она является своеобразным заслоном на пути произвола в интерпретации смысла права.
Таким образом, с учетом основных признаков право можно определить как систему формально определенных, государственно-обязательных норм, опирающаяся на силу и мощь государственного принуждения. В науке продолжает обсуждаться вопрос о сущности права. По этому поводу существуют различные подходы. Гегель отмечал, что почвой права вообще, его исходной точкой является воля, которая свободна. Так что свобода составляет ее субстанцию и определение. Свобода в человеческом обществе существует в виде закона. Юридическая практика современной России основывается на нормативном понимании права. Право - это то, что зафиксировано в источниках права. Сторонники "широкого" понимания обращают внимание на следующее: в нормах права имеются иногда несправедливые, недемократичные положения. Несправедливый закон - это не право (Лившиц, Нерсесянц). Если в праве обнаруживаются устаревшие нормы, то гражданин должен обращаться в компетентные органы, настаивать на изменении данных норм. Сторонники "широкого" подхода исходят из того, что право не сводится только к нормам, право выражается в виде правосознания, субъективных правовых принципов. Отсюда право - это широкий круг явлений правовой жизни общества
№ 18
- Понятие и виды политический режимов.
- Нормативный акт, акт применения права и акт толкования. Их соотношение.
- Взаимоотношения морали и права.
- Общественные объединения в политической системе Российского государства. Понятие и виды общественных объединений.
- Понятие и основные принципы правового государства.
- Основания классификации и виды правовых норм.
- Формы правления, понятие и виды.
- Правоотношения, понятие и виды.
- Государственный суверенитет.
- Нормы права, способы толкования.
- Понятие ,принципы и виды федерации.
- Внутренние и внешние функции государства.
- Соотношение экономики, политики и права.
- Нормативно-правовые акты. Понятие, виды, предмет.
- Организация субъектов правоотношения. Юридические лица.
- Толкование права. Толкование права по объему.
- Социологическая школа.
- Юридическая ответственность.
- Понятие органа в Российском государстве.
- Теории сущности государства и их критический обзор.
- Рабовладельческий строй.
- Правотворчество. Стадии и функции.
- Система, понятие правотворчества. Стадии законодательного процесса.
- Общая характеристика феодального государства и права.
- Виды правовых систем.
- Юридическая ответственность.
- Характеристика общественной власти и социальных норм в доклассовом обществе.
- Формы права, санкционированные государством.
- Функции права.( понятие и виды)