10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
Конституции РФ, ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ".
Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Присяжные заседатели - это лица, призванные в установленном законом порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении по первой инстанции уголовных дел в областных и соответствующих судах и окружных (флотских) военных судах.
Присяжными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели.
Не могут быть присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, следующие лица:
1)имеющие непогашенную или неснятую судимость;
2)признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3)состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве
присяжных заседателей не допускаются также лица:
1)подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2)не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3)имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в судебном процессе.
Составление списков кандидатов в присяжные заседатели
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются 1 раз в 4 года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе списков избирателей путем случайной выборки. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями
Затем на основе этих списков высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ (составляется также запасной список кандидатов в присяжные заседатели).
Эти списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.
Некоторым категориям граждан, предоставлено право подать письменное заявление об 'исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели. К ним относятся:
а)лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
б)лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья,
в)лица, достигшие 65 лет;
г)лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
д)военнослужащие;
е)граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки. - в течение 5-ти лет со дня увольнения:
ж)судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, должностные лица службы судебных приставов или частные детективы - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5-ти лет со дня ее прекращения:
з)имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в указанных органах и учреждениях, - в течение 5-ти лет со дня увольнения;
и)священнослужители.
Уточненные списки направляются в соответствующий суд.
Слушание дела с участием присяжных заседателей осуществляется по ходатайству обвиняемого, заявленному до направления дела в суд.
Секретарь судебного заседания или помощник судьи из имеющихся в суде списков кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки производит отбор не менее 20 человек, составляя предварительный список кандидатов в присяжные заседатели, по конкретному делу. Этим лицам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени их прибытия в суд.
Явившиеся в судебное заседание кандидаты в присяжные заседатели, могут заявить ходатайство об освобождении их от участия в рассмотрении дела по уважительным причинам. Стороны обвинения и защиты могут заявить им мотивированные и немотивированные отводы.
После всех этих процедур составляется список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели. Первые 12 человек в этом списке образуют коллегию присяжных заседателей, а 2 следующих являются запасными присяжными заседателями.
Судья и 12 присяжных заседателей при рассмотрении дела единой коллегии не образуют и решают разные вопросы.
Коллегия присяжных заседателей после исследования доказательств и выслушивания речей обвинителя и защитника, удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта по вопросам:
1.доказано ли, что деяние имело место
2.доказано, ли, что это деяние совершил подсудимый
3.виновен ли подсудимый в этом деянии и если виновен, то заслуживает ли снисхождения.
Если присяжные вынесли оправдательный вердикт, то судья обязан вывести оправдательный приговор. Если вердикт присяжных обвинительный, то судья, вынося обвинительный приговор, самостоятельно решает вопросы о квалификации преступления, о виде и размере наказания и другие правовые вопросы.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей 1 раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение дела не окончилось к моменту истечения этого срока, - на все время рассмотрения этого дела.
За участие в судебном процессе присяжным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение, в размере, установленном законом, а также возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты