logo
ПО

16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» Закон РФ «О статусе судей в РФ», ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

Принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей является проявлением самостоятельности судебной власти. В РФ не могут издаваться законы и другие правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей проявляется в следующих аспектах:

1)Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы от органов законодательной и исполнительной властей, от иных органов и организаций, должностных лиц или граждан, которые не вправе давать им указаний о разрешении дел или иным образом вмешиваться в судебную деятельность.

2)При вынесении судебных постановлений судьи, присяжные и арбитражные заседатели не связаны доводами спорящих сторон судебного процесса, а также выводами органов предварительного расследования (исключение составляет случай, когда государственный обвинитель отказался от поддержания государственного обвинения - в этих ситуациях суд должен прекратить уголовное преследование обвиняемого).

Они выносят решения, руководствуясь своим внутренним убеждением, которое сложилось у них в результате исследования в судебном заседании всех обстоятельств дела. При этом судьи, и арбитражные заседатели принимают свои решения, руководствуясь законами и иными нормативными актами, а присяжные заседатели - руководствуются своей совестью.

3)Судьи нижестоящих судов независимы от судей вышестоящих судов, в том числе и при отмене вышестоящим судом судебных актов и направлении их на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

Это обеспечивается тем, что процессуальное законодательство запрещает судьям вышестоящих судов давать указания судьям нижестоящих судов о вынесении конкретных решений при новом рассмотрении дела.

4)При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела, каждый судья независим от мнения других судей, принимающих участие в рассмотрении данного дела.

Это обеспечивается тем, решение выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий в судебном заседании, имеет один голос, никто из судей не может воздержаться от голосования, а председательствующий судья свой голос подаёт последним.

5)Присяжные и арбитражные заседатели при вынесении решений независимы от председательствующего судьи.

Это обеспечивается тем, что коллегия присяжных заседателей выносит свой вердикт в отсутствие председательствующего судьи, а арбитражные заседатели своё мнение по любым вопросам высказывают первыми, председательствующий судья - последним, решения принимаются большинством голосов и у председательствующего судьи нет права решающего голоса.

6)Судьи, присяжные и арбитражные заседатели при рассмотрении дел и вынесении решений независимы от других судей, в том числе председателя суда и его заместителей.

Это, в частности, обеспечивается тем, что судебные акты выносятся в специальной совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи и заседатели, рассматривающие дело. Присутствие в совещательной комнате посторонних лиц запрещено и является существенным нарушением процессуальной формы, влекущим за собой отмену судебных актов.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели обязаны сохранять в тайне информацию, ставшую им известной, в связи с осуществлением судебной деятельности. Они не имеют права разглашать суждения, которые высказывались в совещательной комнате при принятии решений по делу.

Законодательством установлены гарантии независимости судей:

-предусмотренная законом процессуальная форма осуществления правосудия;

-уголовная ответственность за вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия;

-особый порядок назначения судей на должность, а также приостановления и прекращения полномочий их полномочий;

-неприкосновенность судей;

- несменяемость судей, а также неограниченность срока их полномочий по общему правилу;

-право судей на отставку;

-материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу, за счёт средств федерального бюджета (в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ - за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ);

-возможность применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья судьи, членов его семьи и охраны принадлежащего им имущества:

-наличие системы органов судейского сообщества (например, собрания и конференции судей, советы судей, квалификационные коллегии судей и т.д.);