53. Органы дознания и их компетенция.
Органы дознания это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и иные процессуальные полномочия.
Органами дознания являются:
1.органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:
2.органы Федеральной службы судебных приставов:
3.командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4.органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Компетенции органов дознания:
а)осуществляют предварительное расследование преступлении в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает 5 лег лишения свободы).
После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целых раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление. Дознаватель самостоятельно производит следственные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение.
Срок проведения 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, но он может быть продлен прокурором.
По окончании расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.
б)выполняют неотложные следственные действия по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственною органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить но нему следственные действия и оперативно- розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:
1)капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании - по делам о преступлениях, совершенных на этих судах:
2)руководители геолого-разведочных партии и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания - по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3)главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений;
4)начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих органов и учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих органов и учреждений иными лицами.
Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты