logo search
otvety_po_obshage

2.1 Духовная культура личности

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует  большое количество определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. «Чем богаче подлежащий определению предмет», – писал Гегель, – т.е. чем больше различных сторон  он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно – теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к  XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии «как чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания». С возникновением материалистической  диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения  культуры – материальной и духовной.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие  на  все факторы формирования духовной культуры – от  социально–экономических  отношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт  оснований говорить о возможности формирования духовного мира  по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её  духовного мира.

Объективные условия формирования культуры  подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного, профессионального  и индивидуально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных  условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное  формирование духовного мира личности согласно заданной модели.

Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.

В своей работе «Духовная жизнь общества»  А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества, как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу, связанную с производством и распространением сознания, удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее, что присуще духовной жизни как системе.

Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет  собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.

«Духовное выживание возможно» - так считали участники дискуссии, которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических  наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии, культуры. В ней приняли участие: Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный художник; Е.Квятковский – действительный член АПН; В.Лакшин – главный редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук; Л.Буева – академик, секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе (руководитель работы Б.Неменский) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).

Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Сейчас, например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати  снижение шло на протяжении всех лет Советской  власти…Можно ли без искусства в старших классах? Где это доказано , что старшеклассник  может развиваться без музыки и ИЗО? Без искусства – от  первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются  особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования».