logo search
Предмет теории государства и права

Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

 

Государственный аппарат представляет собой организованную в единое целое систему государственных органов. Органы государства - это части, первичные элементы государственного аппарата. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о понятии, признаках и классификации органов государства.

Государственный орган - это государственная организация,. являющаяся структурно и организационно обособленной частью государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и осуществляющая функции государства.

Признаки государственного органа:

1.      государственный орган - это всегда государственная организация, т.е. объединение людей, а точнее,  государственных служащих - лиц, занимающих государственные должности и выполняющих в связи с этим определенные государственные функции.

2.      структурная и организационная обособленность государственного органа. То есть каждый орган государства, хотя и является частью государственного аппарата, все же представляет собой относительно самостоятельную государственную организацию, занимающую соответствующее место в системе государственных органов.

3.      государственный орган осуществляет определенные задачи и функции государства, участвует в управлении обществом. Каждый орган государства призван решать какие-то государственные задачи, выполняя для этого соответствующие функции.

4.      наделен властными полномочиями, т.е. возможностью, а также способностью решать какие-либо государственные вопросы. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах.. Компетенция - это взятый в единстве круг прав и обязанностей государственного органа, а также предмет его ведения.

5.      в соответствии со своей компетенцией обладает правом издавать нормативные и индивидуальные правовые акты.

6.      для осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Государственный орган финансируются исключительно из государственного бюджета.

Теперь о классификации органов государства. Поскольку государственный аппарат многих современных государств состоит из довольно значительного числа органов, которые различаются по порядку образования, объему и характеру властных полномочий, выполняемым функциям и другим признакам, их необходимо классифицировать, подразделив на определенные виды. Как и любая классификация, классификация государственных органов может проводиться по различным основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: порядок образования, объем властных полномочий, характер компетенции, функциональное назначение.

С учетом порядка образования (способа возникновения) органы государства принято подразделять на первичные и производные. Первичные органы возникают либо в порядке престолонаследия (монархи в наследственных монархиях), либо избираются населением, получая властные полномочия от избирателей (парламенты, президенты в президентских республиках). Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их соответствующими властными полномочиями (органы исполнительной власти, органы прокуратуры и т.д.).

Близким к этому является деление органов государства на выборные и назначаемые. Здесь в основу классификации кладется порядок или способ формирования органов государства. Выборные органы избираются или населением (например, парламент), или другими органами государства (например, избрание парламентом президента в парламентских республиках), а назначаемые формируются путем назначения одних органов другими (например, министерства).

По объему компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции).

Исходя из принципа разделения властей органы государства могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительные (правительство, министерства), судебные (суды). Стоит признать, что подобная классификация не в полной мере охватывает все государственные органы. Например, органы прокуратуры не вписываются в указанную классификацию, поскольку не могут быть отнесены ни к законодательным, ни к исполнительным, ни к судебным органам.

Возможна классификация органов государства и по иным основаниям. Так, например, с учетом времени действия различают постоянные и временные органы, а исходя из способа принятия решений - коллективные (парламент, правительство) и единоличные (президент, монарх).