1. Административно-правовой статус участников административных правоотношений в сфере агропромышленного комплекса России
К участникам административных правоотношений в сфере агропромышленного комплекса относятся:
– обязательные субъекты административно-правовых отношений в сфере АПК, осуществляющие административно-правовое регулирование, то есть органы исполнительной власти и должностные лица, наделенные обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности (нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору, применению мер административной ответственности);
– субъекты, наделенные отдельными властными полномочиями, но не осуществляющие непосредственно от своего имени административно-правовое регулирование АПК: субъекты исполнительной власти, субъекты государственного управления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие государственных органов, уполномоченных в сфере АПК; органы государственной власти, государственные органы, реализующие нормы административного права и вступающие во взаимоотношения с субъектами административно-правового регулирования в сфере АПК (суды, органы исполнительной власти, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (глава 23 КоАП РФ)); Одним из направлений
– не наделенные властными полномочиями субъекты производства, заготовки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, продукции рыболовства, организации, обеспечивающие её упаковку, транспортировку, а также организации, осуществляющие строительство агропромышленных объектов, финансирующие вышеперечисленную деятельность и обеспечивающие её технологическим оборудованием. Одним из направлений
К участникам административно-правового регулирования АПК, не наделенным властными полномочиями, также относятся федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ; государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием (например, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Объединенная зерновая компания»); организации (ООО; ОАО; ЗАО; производственные, сельскохозяйственные, потребительские кооперативы – сельхозтоваропроизводители, трейдеры, лизинговые компании, страховые компании и т.д.), крестьянско-фермерские хозяйства; общественные объединения граждан и организаций в сфере АПК; некоммерческие организации (РСПП, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Российское аграрное движение (РАД), Агропромышленный союз России, Молочный союз РФ, Российский зерновой союз и др.), учреждения науки и образования (например, Российская академия наук). Одним из направлений
По утверждению Г. Е. Быстрова, главным субъектом управляемого, регулируемого продовольственного рынка является государство, которое осуществляет контроль и нормативное регулирование, обеспечивает информационную, финансовую, административную, страховую поддержку участников хозяйственного и коммерческого оборота.
Субъектами административно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса являются международные институты и органы государственной власти (законодательной и исполнительной), а также органы местного самоуправления, действующие юридически властно в установленном законом порядке и в рамках определённой компетенции.
Круг субъектов, уполномоченных на осуществление властных полномочий в сфере административно-правового регулирования агропромышленного комплекса:
• наднациональные органы;
• органы законодательной власти;
• Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство внутренних дел РФ, их территориальные органы и соответствующие министерства субъектов Российской Федерации);
• Прокуратура РФ и её территориальные органы;
• федеральные агентства и службы, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации; Министерство регионального развития
• органы местного самоуправления, в том числе управления сельского хозяйства органов местного самоуправления;
• органы межотраслевой координации и функционального регулирования.
Полагаем, что в том случае, когда в порядке судебного нормоконтроля органы судебной власти, в том числе и Конституционный суд РФ, признают не соответствующим Конституции РФ или признают полностью либо частично недействительным закон либо подзаконный нормативный правовой акт (соответственно своей компетенции), на основании которого осуществляется административно-правовое регулирование АПК, уже сам суд становится субъектом административно-правового регулирования, поскольку отрицает полностью или в части законность действия соответствующей регуляции, блокируя её работу путем признания правового акта недействительным полностью или в части.
Н. М. Конин определяет административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений как совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются, прежде всего, во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти. Министерство регионального развития
Эти отношения возникают на первой же стадии деятельности предприятия, учреждения – при его создании и регистрации, в дальнейшем – при получении ряда разрешительных документов, лицензий, получении государственных заказов, заключении договоров при осуществлении государством закупочных и товарных интервенций, получении субсидий, реализации произведенной продукции в рамках определенных органами исполнительной власти квот, применении мер административного наказания и т.д. Министерство регионального развития
По нашему мнению, административно-правовой статус участников отношений в сфере агропромышленного комплекса являет собой организационно-правовую общность урегулированных нормами административного права задач, функций, компетенции, прав и обязанностей, объема ответственности соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Данная организационно-правовая общность устанавливается в международных актах, Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации – полномочиях и функциях согласно принципу разделения властей органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, принятых в их развитие подзаконных актах; должностных регламентах государственных и муниципальных служащих, уставах организаций, законодательных нормах о конституционно-правовой, уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Органы исполнительной власти как непосредственно осуществляют административно-правовое регулирование АПК, так и управляют находящимися в их ведении сельскохозяйственными предприятиями, основанными на государственной собственности.
О. Н. Шерстобоев утверждает, что административно-правовой статус состоит из цели деятельности, задач деятельности, функций и полномочий. Как справедливо отмечает автор, задачи конкретизируют цель, указывают на текущие результаты управления. Выход О. Н. Шерстобоев видит в том, чтобы определять государственный орган именно через его главное предназначение, а уже затем обозначать иные элементы статуса, выделять задачи, а на их основе – функции. Министерство регионального развития
Следует полностью согласиться с автором в том, что проблема установления предназначения органа заключается в том, что в действующих актах понятие цели подменяется перечнем функций. В данной связи полагаем необходимым более четкое нормативное закрепление миссии и целей деятельности соответствующего органа власти и управления, а также установление и постоянную актуализацию показателей эффективности его деятельности, что должно найти своё отражение в положениях о соответствующих органах государственной власти и государственных органах, а также должностных регламентах их сотрудников.
В частности, функции Министерства сельского хозяйства РФ как органа, вырабатывающего государственную политику в сфере агропромышленного комплекса: необходимо п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ дополнить такими функциями, как обеспечение продовольственной безопасности и создание благоприятных условий для стимулирования агропромышленного комплекса.
В настоящее время разграничение компетенции органов исполнительной власти, федеральных служб и агентств, органов местного самоуправления производится как на законодательном уровне при разграничении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и подзаконными актами, определяющими компетенцию органов исполнительной власти, служб и агентств, и специальными законодательными актами, определяющими порядок осуществления той или иной государственной функции.
По нашему мнению, отмеченная ученым проблема до настоящего времени не нашла своего полного разрешения, в частности, в отношении разграничения полномочий Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Министерства сельского хозяйства РФ, а также отсутствия вертикали управления сельским хозяйством до уровня местного самоуправления. Деятельность органов государственной власти и управления должна строиться в рамках сформулированной ещё В. Г. Афанасьевым цикличности: цели→планы→информация→решения→контроль.
В рамках современной теории управления по результатам реализации каждого из этапов должна происходить корректировка первоначально определенной цели с учетом полученных данных, что, по нашему мнению, требует более активного и нормативно закрепленного осуществления на практике. Министерство регионального развития
Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют реализацию государственной аграрной политики. Высшим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации является Правительство РФ, чей статус закреплен в статьях 110–117 Конституции РФ и Конституционном законе РФ № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В силу требований статьи 13 Конституционного закона Правительство РФ вправе принимать меры по защите интересов отечественных производителей товаров (например, введение заградительных пошлин), по общему руководству таможенным делом, регулированию цен, организации деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
Правительство РФ осуществляет координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, действующих в сфере АПК; распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти. Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации (ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ).
К числу важнейших направлений деятельности Правительства РФ как основного регулятора в сфере АПК относятся формирование и реализация федеральных целевых программ и деятельность Правительства РФ как субъекта законодательной инициативы. Непосредственно в ведении Правительства РФ находится Министерство сельского хозяйства РФ, являющееся ключевым субъектом реализации государственной политики в сфере АПК в системе органов исполнительной власти, уполномоченным на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере АПК. Министерство регионального развития
Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и ядохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, комбикормов и т.д.
Федеральное агентство по сельскому хозяйству является федеральным органом исполнительной власти по оказанию государственных услуг в сфере АПК, управлению государственным имуществом агропромышленного комплекса. Именно на данное агентство возложены полномочия по организации проведения закупочных и товарных интервенций, реализации федеральных программ в сфере АПК, ведение учета закупок для федеральных государственных нужд.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) также находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства), производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Министерство регионального развития
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Правительства РФ и уполномочена осуществлять надзор за исполнением обязательных требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в том числе государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий; регистрацию отдельных видов пищевых продуктов и др.
Проблемы компетенционного и управленческого совершенствования административно-правового регулирования АПК всегда были предметом пристального внимания учёных и практиков. По мнению Б. Д. Клюкина, «научно-обоснованное определение и разграничение функций сельскохозяйственных органов предопределяет построение их системы и структуры, наделение этих органов и должностных лиц определенной компетенцией в области руководства сельским хозяйством, многообразием методов, которыми эти функции осуществляются».
Целесообразен постоянный анализ этих функций с целью выявления объективно необходимых либо излишних, выявления случаев недостаточной урегулированности в той или иной сфере, а также постоянный мониторинг актуальности нормативной базы, определяющей полномочия субъектов регулирования и их согласованность между собой.
Обсуждая существующую систему управления агропромышленным комплексом, исследователи отмечают ряд недостатков. В частности, Г. Е. Быков и А. Г. Семкин указывают на отсутствие в агропромышленном комплексе четкой вертикали соподчиненности органов управления. Одним из возможных источников недостаточно эффективного управления служит то, что региональные органы управления АПК не находятся в непосредственном подчинении Министерства сельского хозяйств России. «Существенно ослаблено низовое звено управления, разрушены интегральные отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями, нечеткими оказались распределение функций на федеральном уровне и взаимосвязь с органами местного самоуправления».
Авторы выражают единодушную позицию с И. Г. Ушачевым, В. А. Клюкачем, И. Н. Буздаловым, И. Ф. Хицковым, А. Ф. Серковым о том, что важным условием вывода АПК из кризиса наряду с повышением уровня финансового обеспечения отрасли является формирование действенной системы государственного и хозяйственного управления на всех уровнях агропромышленного комплекса, а также «усиление «вертикали» соподчиненности, в основном, экономическими методами». Авторы указывают на необходимость расширения полномочий Минсельхоза РФ по выработке и осуществлению целенаправленной государственной аграрной политики, нормативно-правовому регулированию АПК и реализации произведенной сельхозпродукции, с чем стоит полностью согласиться.
Возможным способом продления указанной вертикали является создание органов публичного управления межведомственного формата с участием представителей соответствующих органов федерального, регионального уровня и органов местного самоуправления. Возможным путем реализации этого предложения является создание органов публичного управления АПК, в состав которых войдут представители МСХ РФ, Россельхознадзора РФ, Роспотребнадзора РФ, Росрыболовства РФ, отраслевых министерств субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных управлений. Подобная площадка создаст условия для лучшей координации усилий по стимулированию развития агропромышленной отрасли, ускорит выявление проблем и их решение, а также повысит прозрачность и эффективность управления АПК.
По нашему мнению, увеличение объема функций и полномочий Министерства сельского хозяйства является актуальным и для России, оно должно сопровождаться и адекватным увеличением его численности, и при этом не нужно бояться предсказуемых обвинений в раздувании штатов.
Показателен в данном аспекте пример США: число работников Минсельхоза США достигает 100 тыс. человек, в то время как в России численность сотрудников органов государственного управления АПК без учета Россельхознадзора составляет 19 042 человека, то есть в пять раз меньше. А с учетом ещё и того, что сумма погектарной поддержки аграриев в РФ в 7,6 раза меньше, чем в США, полагаем, что увеличение численности сотрудников госуправления АПК с одновременным расширением их полномочий – аргументированное и оправданное действие.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 года № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» дано определение мониторинга, который представляет собой систему наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, питания и здоровья населения. Е. Л. Минина предлагает закрепить за конкретным государственным органом функцию по осуществлению мониторинга продовольственной безопасности, который в том числе включал бы в себя и действия, указанные в Положении о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденном указанным выше Постановлением.
Согласно Постановлению проведение мониторинга поручено ряду органов: Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
Полагаем целесообразным возложение функции по мониторингу продовольственной безопасности с формированием соответствующей базы данных на Россельхознадзор, которому указанные органы обязаны будут направлять соответствующие собранные ими в рамках своей компетенции данные. Министерство регионального развития
Полагаем необходимым рассмотрение и решение вопроса о расширении полномочий Министерства сельского хозяйства РФ в части обеспечения безопасности пищевых продуктов с одновременным расширением полномочий подведомственных служб (Россельхознадзора).
В России контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции животного происхождения рассредоточен между Россельхознадзором и Роспотребнадзором, при этом разграничение полномочий осуществлено в зависимости от того, осуществляется ли производство продукции, её реализация организациями оптовой торговли (Россельхознадзор) либо розничными сетями (Роспотребнадзор). При этом порядок взаимного обмена документами, подтверждающими качество и безопасность продукции, их взаимного признания во избежание административного давления на хозяйствующих субъектов, а также создания общей базы данных не разрешен в нормативных актах. Министерство регионального развития
В настоящее время система государственного управления в сфере агропромышленного комплекса не является в должной мере эффективной и результативной, характеризуясь незавершённостью процесса разграничения полномочий федеральных исполнительных органов власти, служб, особенно в части реализации контрольных и надзорных полномочий. Государственный контроль и надзор осуществляется в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для их изготовления, хранения, транспортировки, реализации, а также утилизации и уничтожения опасной пищевой продукции.
Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области санитарноэпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Правительство РФ Постановлением от 14 декабря 2009 года № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее – Постановление № 1009) разграничило полномочия между Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Министерство регионального развития
К полномочиям Министерства сельского хозяйства РФ и Россельхознадзора отнесено осуществление нормативно-правового регулирования и контроля по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований только в отношении продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, и, соответственно, в отношении деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение указанной выше продукции животного происхождения.
Соответственно, к полномочиям Роспотребнадзора – контроль остальной продовольственной продукции, а также реализации продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, в сфере розничной торговли. Однако порядок, исключающий дублирование контроля (надзора) за продукцией, уже подвергнутой ветеринарно-санитарному контролю и в последующем реализуемой в розничной торговле, не установлен, равно как и не определено, что Роспотребнадзор и Россельхознадзор должны, по мнению магистранта, иметь взаимный доступ к базам данных о выданных документах, подтверждающих ветеринарное и санитарное благополучие продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке.
Более того, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» устанавливает, что на все виды продукции животного происхождения, в том числе и подвергнувшиеся тепловой и промышленной обработке, для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы. Данный Приказ в указанной части противоречит Постановлению №1009, однако, несмотря на то, что согласно пункту 4 Постановления № 1009 Министерству сельского хозяйства России необходимо было в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые и иные акты в соответствие с положениями данного Постановления, соответствующие изменения в него не внесены.
Указанное несоответствие уже явилось причиной внесения Федеральной антимонопольной службой РФ предписания от 05.05.2012 г. №1 15/20-12 об устранении нарушений законодательства о конкуренции.
По мнению С. А. Боголюбова и Б. Ж. Абдраимова, важным является компетентное профессиональное использование субъектами административно-правового регулирования АПК всего набора публично-правовых и частноправовых средств воздействия на участников правоотношений в аграрной сфере, взаимный контроль субъектов и объектов контроля, оценка деятельности уполномоченных органов и служащих по степени их квалификации и полезности для агропромышленного комплекса конкретных итогов деятельности.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере, затрагивающей агропромышленный комплекс, по сути, отнесено только оказание содействия в развитии сельскохозяйственного производства.
В сфере агропромышленного комплекса в большинстве своем функционируют коммерческие организации: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие организации: учреждения, саморегулируемые организации, ассоциации и союзы.
Административно-правовой статус указанных организаций определен в Гражданском, Налоговом и Земельном кодексах РФ, а также специальных законах: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об автономных учреждениях».
Особое значение имеют уполномоченные соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лизинговые компании в сфере АПК, прежде всего – ОАО «Росагролизинг». ОАО «Росагролизинг» – аграрная лизинговая компания с государственным уставным капиталом (99,99 % акций принадлежат государству), выполняющая задачи обеспечения отечественных сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и племенным скотом на условиях лизинга.
ОАО «Россельхозбанк» – это государственный специализированный сельскохозяйственный банк, 100 % акций которого находится в собственности Правительства Российской Федерации. Одной из основных задач данной кредитной организации является кредитно-финансовое обеспечение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
ОАО «Объединенная зерновая компания» – российская государственная агропромышленная компания, ориентированная на развитие и эксплуатацию объектов инфраструктуры зернового рынка, реализацию импортного потенциала российского зерна на мировом рынке, активное проведение торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке. Министерство регионального развития
Всё большее значение приобретает научное и образовательное сопровождение развития агропромышленного комплекса. Наибольший вклад в это вносит Российская академия наук (далее – РАН), к которой путем реорганизации на основании Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» присоединена Российская академия сельскохозяйственных наук.
К участникам отношений в сфере административно-правового регулирования АПК относятся сельскохозяйственные государственные и муниципальные унитарные предприятия, создаваемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В ведении Министерства сельского хозяйства РФ, например, находится ряд сельскохозяйственных предприятий и открытых акционерных обществ. Сельскохозяйственные организации создавались преимущественно в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем объединения принадлежащих членам колхозов имущественных паев и земельных долей.
В сфере АПК действуют полные товарищества и товарищества на вере, представляющие собой объединения лиц, а не капиталов. Товарищества на вере отличаются от полных товариществ (которых немного в сельском хозяйстве) тем, что в них, кроме полных товарищей, участвуют и коммандитисты, не принимающие участия в предпринимательской деятельности и несущие риск убытков товарищества только в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы также относятся к коммерческим организациям и являются добровольным объединением граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы действуют в форме колхозов (сельскохозяйственная и рыболовецкая артель), коопхозов и других форм такого вида кооперативов. Сельскохозяйственные кооперативы могут объединяться в союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов. Ассоциации создаются для координации деятельности кооперативов, которые могут добровольно передать им часть своих управленческих функций.
Учреждения в сфере АПК главным образом представлены институтами и управленческими структурами. Создаются учреждения собственником (государством, муниципальным образованием, коммерческой организацией), финансируются им полностью или частично и получают имущество на праве оперативного управления. Одним из успехов реализации аграрной реформы при переходе к рыночной экономике является создание класса фермеров, действующих в качестве крестьянских (фермерских) хозяйств. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства действуют на основании Федерального закона РФ от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Значимую роль в координации деятельности фермерских хозяйств, представлении интересов фермеров на государственном уровне, осуществлении диалога с органами публичной власти играет Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России (АККОР). Крестьянское (фермерское) хозяйство могут создавать не только граждане РФ, но и иностранные граждане, при этом ранее действовавшее требование о наличии земельного участка на момент создания хозяйства отменено, как и требование о наличии специальной сельскохозяйственной квалификации. При этом законом ограничено количество членов фермерского хозяйства, не состоящих в родстве между собой, – не более пяти.
Общим объектом административно-правового регулирования являются управленческие отношения в агропромышленной сфере, а непосредственным объектом – поведение субъектов регулирования, участников административно-правовых отношений в сфере агропромышленного комплекса, обусловленное их волей и сознанием.
В сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса объектами административно-правового регулирования в сфере АПК являются: Министерство регионального развития
• административно-правовые отношения, возникающие при оказании различного рода мер государственной поддержки между государственными органами исполнительной власти Российской Федерации, соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителями, а также при поддержке развития рынков сельскохозяйственной продукции;
• административно-правовые отношения, возникающие при реализации мер государственной поддержки развития отдельных отраслей сельскохозяйственной деятельности, включая ветеринарию, племенное дело, селекцию, семеноводство, агрохимическое обслуживание, мелиорацию;
• административно-правовые отношения, возникающие при осуществлении государственного регулирования АПК путем проведения товарных и закупочных интервенций;
• административно-правовые отношения, возникающие при осуществлении государственного регулирования АПК путем администрирования ценообразования; проведения налогового, таможенно-тарифного, нетарифного, технического и антимонопольного регулирования;
• административно-правовые отношения, возникающие при осуществлении государственного регулирования АПК путем реализации уполномоченными государственными органами мер государственного контроля и надзора за качеством производимой сельскохозяйственной продукции и деятельностью сельхозтоваропроизводителей и иных субъектов АПК;
• административно-правовые отношения, возникающие при регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, обеспечении охраны и плодородия почв, осуществлении контроля и надзора в земельной сфере;
• административно-правовые отношения, возникающие при реализации полномочий органов государственной власти по составлению протоколов об административных правонарушениях;
• реализация полномочий судебных органов на рассмотрение споров с участием субъектов административно-правовых отношений в сфере АПК;
• административно-правовые отношения в сфере государственной службы субъектов административно-правового регулирования АПК;
• административно-правовые отношения, возникающие в сфере международного сотрудничества и реализации международных договоренностей в сфере регулирования АПК;
• административно-правовые отношения, возникающие в ходе деятельности граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, занимающихся садоводством, огородничеством, дачным хозяйством;
• административно-правовые отношения в сфере государственной поддержки научно-технологических исследований в агропромышленной сфере, поддержки отраслевого образования, повышения квалификации и инновационных разработок.
Вышеобозначенный спектр административно-правовых отношений в сфере регулирования АПК наглядно демонстрирует многообразие и разноплановость общественных отношений, являющихся объектом регулирования, что предопределяет наличие целого ряда проблемных вопросов, требующих своего разрешения мерами законодательного и нормативного характера.
В аспекте нормативно-правовой основы деятельности субъектов административно-правового регулирования АПК по итогам проведенного исследования магистрант акцентирует внимание на необходимости нижеследующих преобразований:
1) дополнение п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ такими функциями, как обеспечение продовольственной безопасности, создание благоприятных условий для стимулирования агропромышленного комплекса;
2) возложение функции по мониторингу продовольственной безопасности с формированием соответствующей единой базы данных на Россельхознадзор;
3) нормативно-правовое установление порядка взаимного обмена между Роспотребнадзором и Россельхознадзором информацией о выданных документах, подтверждающих качество и безопасность продовольственной продукции животного происхождения, не прошедшей тепловую и промышленную переработку, и изготовленной из него же продукции, и их взаимное признание во избежание административного давления на хозяйствующие субъекты, а также общей базы данных;
4) создание на местном уровне органов публичного управления в сфере АПК межведомственного формата с участием представителей Министерства сельского хозяйства РФ, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Росрыболовства, отраслевых министерств субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных управлений соответствующих органов федерального, регионального уровня и органов местного самоуправления. Полагаем, что установление компетенционной связи между федеральными органами управления АПК, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления позволит повысить эффективность государственного регулирования АПК;
- Введение
- Глава 1. Сущность административно-правового регулирования агропромышленного комплекса России
- 1. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 2. Административно-правовое регулирование агропромышленного комплекса, как вид государственного воздействия
- 3. Нормативно-правовое регулирование агропромышленного комплекса
- Глава 2.Административная ответственность в механизме административно-правового регулирования апк
- 1. Административно-правовой статус участников административных правоотношений в сфере агропромышленного комплекса России
- 2. Административная ответственность за правонарушения в сфере агропромышленного комплекса России
- Глава 3. Механизм административно-правового регулирования агропромышленного комплекса России . Психологические аспекты
- 1. Административно-правовые формы и методы регулирования агропромышленного комплекса России
- 2. Направления совершенствования административно-правового регулирования агропромышленного комплекса России на современном этапе
- Заключение
- Библиографический список
- Официальные документы и нормативные акты
- 2. Монографии, учебники, научные статьи
- 4. Интернет-источники
- 4. Формы и методы регулирования аграрного сектора