7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
Принцип равенства всех перед законом и судом распространяется на граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, любые организации.
Основное содержание принципа заключается в запрете любых форм дискриминации, так как суды не вправе отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой, политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другим, не предусмотренным Федеральным законом основаниям.
Равенство всех перед законом проявляется в следующем:
-Правосудие осуществляется на основе единого для всех законодательства (един для всех УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, другие законы и подзаконные акты).
Суд не вправе делать каких-либо изъятий из положений законодательства ввиду тех или иных различий участников судебного процесса, кроме случаев, когда само государство в нормативных актах некоторым субъектам права предоставляет отдельные льготы или дополнительные гарантии («позитивная дискриминация»). Например, суд может в случаях, указанных в законе, освободить гражданина от уплаты государственной пошлины.
-Основания юридической ответственности за совершенные правонарушения, (преступления, административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и т.д.), порядок привлечения к ответственности одинаков, а меру ответственности суд определяет, исходя из обстоятельств дела (например, наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств) и личности правонарушителя.
Законодательством установлены некоторые изъятия из этих положений Так, установлен особый порядок привлечения к ответственности судей, прокурорских работников, депутатов, Уполномоченного по правам человека и др. - в целях создания дополнительных гарантий профессиональной деятельности этих лиц, защиты от незаконного воздействия на них. Однако эти исключения из общих правил привлечения к ответственности, не наделяет указанных лиц дополнительными правами и привилегиями по сравнению с другими участниками судебного процесса в случае их привлечения к ответственности.
Равенство всех перед судом проявляется в следующем:
-Правосудие осуществляется единой судебной системой, то есть отсутствуют сословные суды для отдельных групп (слоев) населения. Каждый вправе получать судебную защиту без каких-либо ограничений. Создание чрезвычайных судов запрещено Конституцией РФ.
-Порядок судопроизводства различается только в зависимости от вида судопроизводства и является единым для всех дел в конкретном виде судопроизводства.
Например, порядок уголовного судопроизводства регламентируется УПК РФ и является единым для всех судов общей юрисдикции.
-Суды принимают дела к своему производству и рассматривают их в соответствии с правилами о подсудности, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
-Субъекты процесса, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными процессуальными правами и обязанностями.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты