logo search
М-535

6. Характеристика Конституции Республики Беларусь

В современных государствах важнейшим источником права является Конституция (Основной Закон). Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение.

Конституция – это Основной Закон государства, закрепляющий правовое положение граждан, организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции государств, как правило, закрепляют два важнейших вопроса:

1) права и свободы личности, гарантии их реализации, обязанности человека и гражданина;

2) система государственной власти.

Социально-политическая сущность конституции состоит в том, что она выступает в качестве ограничителя власти государства, т. е. устанавливает пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Любая конституция обладает следующими основными юридическими свойствами:является Основным Законом государства; обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам;выступает в качестве базы для развития текущего законодательства;принимается и изменяется в особом порядке; выступает в качестве стабильного документа, что сочетается с подвижностью ее содержания.

Действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом, а позднее, с изменениями и дополнениями,– 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме. Структурно она состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, 146 статей.

В преамбуле в краткой форме указываются причины, условия и цели принятия Конституции, ее значение. В концентрированном виде здесь закреплены основные положения, которыми должно руководствоваться государство в рамках государственного строительства.

В разделе Ізакреплены наиболее важные нормы, которые определяют основы общественного и государственного устройства.Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового и светского.

Унитарное устройство государства означает, что оно является единым и не имеет в своем составе других государственных образований.

Демократическое государство предусматривает в первую очередь реализацию принципа плюрализма в различных сферах. Власть наро- да осуществляется через представительную и непосредственную демократию.

Социальное государство должно быть ответственным за развитие общества; в его рамках личность имеет обязанности как перед иными лицами, так и перед обществом в целом, обеспечивается достойное существование человека.

Правовое государство означает: обеспечение верховенства закона, господства права, основанного на легитимно выраженной воле граждан; незыблемость прав и свобод личности; взаимную ответственность государства и личности; разделение властей, при котором судебная, исполнительная и законодательная власти взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга; наличие действенного механизма по обеспечению прав и свобод, контроля за их реализацией в рамках государства.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. В рамках такого государства обеспечивается свобода вероисповеданий. При этом те или иные религиозные убеждения не могут навязываться гражданам.

Раздел ІІ посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе ІІІ фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел ІV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей.

Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.