7 Суды общей юрисдикции. Система и полномочия.
Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов,
рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их
задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции
РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-
экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и
законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность
судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности,
предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в
духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и
достоинству граждан.
Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной
системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую
Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют
так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские
и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие
в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в
систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено
входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим
звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее
звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов
автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме
того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.
Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и
гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и
суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и
надзорной инстанций.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды
городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных
округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение
судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных
судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции,
выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются
непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов,
расположенных на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной
компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие
полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они
различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они
призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого
звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат
надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа
Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в
функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей
юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным
Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех
инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в
качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам.
В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды
рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и
уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.
К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела,
содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к
своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело,
подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях
областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный
состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и
народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по
уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех
профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав
суда входят присяжные заседатели.
В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего
звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное
производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной
участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в
процессе, либо протеста прокурора.
Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией,
Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по
кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту
прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и
обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных
судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой
одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять
допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние
на судебную практику судов первой инстанции.
В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде
действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит
председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума
утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда
РФ.
На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие
в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а
также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания
президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов
президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов
президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в
порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам
Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им
суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по
представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже
было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в
кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.
Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся
обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда
и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению
прокурора или по жалобе стороны.
Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие
полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей
составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает
материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной
статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о
деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата
суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему
законодательством.
Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ областные и равные
им суды осуществляют контроль за деятельностью органов предварительного
следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением
конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность
жилища. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах,
связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации"
от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей
юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие
необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Верховный суд республики является высшим судебным органом республики
и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики.
В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает
единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав
и свобод граждан.
- 1 Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
- 2 Система правоохранительных органов Российской Федерации и негосударственных организаций, осуществляющих охрану права.
- 3 Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.
- 4 Понятие и признаки судебной власти. Понятие и принципы правосудия.
- 5 Основные этапы развития российской судебной системы
- 6 Судебная система Российской Федерации. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Подведомственность и подсудность дел
- 7 Суды общей юрисдикции. Система и полномочия.
- 8 Мировые судьи
- 9 Районные суды
- 10 Суды общей юрисдикции субъектов рф
- 11 Военные суды.
- 12 Верховный Суд рф
- 13 Система арбитражных судов. Подведомственность дел арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд рф.
- 14 Конституционный Суд рф
- 15 Конституционные (уставные) суды субъектов рф.
- 16 Порядок формирования судейского корпуса. Срок полномочий судей.
- 17 Гарантии независимости судей. Приостановление и прекращение полномочий судей.
- Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей.
- 19 Правовой статус арбитражных и присяжных заседателей
- 20? Основные направления деятельности прокуратуры рф.
- 21 Понятие и отрасли прокурорского надзора.
- 22 Система органов прокуратуры.
- 23 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
- 24 Органы дознания и предварительного следствия
- 25 Органы внутренних дел рф
- 26?Полиция рф
- 27 Органы обеспечения безопасности рф. Федеральная служба безопасности России.
- 28 Органы внешней разведки рф.
- 29 Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- 30 Таможенные органы рф.
- 31 Министерство юстиции Российской Федерации и его органы
- 32 Федеральная служба судебных приставов
- 33? Органы уголовно-исполнительной системы.
- 34 Нотариат в рф.
- 35 Адвокатура рф
- 1. Адвокатский кабинет (ак)
- 2. Адвокатское бюро (аб)
- 3. Коллегия адвокатов
- 4. Юридическая консультация
- 36 Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности.
- 37 Третейские суды в рф.