21 Понятие и отрасли прокурорского надзора.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и 'органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне
Направления прокурорского надзора.
• Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов - обший надзор
При осуществлении общего надзора прокурор вправе
, беспрепятственно входить па территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам,
• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизии,
« возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности,
» опротестовывать противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов
недействительными,
» вносить представление об устранении нарушений.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций При осуществлении этой деятельности прокурор вправе
• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина,
. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,
• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,
• при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении,
. в установленных законом случаях подать иск в суд или арбитражный суд в защиту прав конкретного лица, а также подать иск в интересах пострадавших и поддерживать его, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,
» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд,
. внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение
• Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:
. проверять уголовные дела и другие материалы о совершенных преступлениях;
• давать письменные указания о расследовании преступлении;
• отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей;
» санкционировать установленные законом следственные действия (например, обыск);
• возвращать уголовные дела на доследование;
« возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;
• передавать уголовные дела от дознавателей к следователям или от одних следователей другим;
• продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста);
. участвовать в производстве дознания или предварительного расследования,
совершать отдельные следственные действия, изымать у следователей уголовные дела и принимать их к своему производству либо поручать их расследование следователям прокуратуры.
• Надзор за исполнением законов администраииями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуждения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:
• посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;
. требовать от администраций поднадзорных органов и учреждений соблюдения прав содержащихся в таких учреждениях лиц;
« приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации поднадзорных учреждений;
« отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;
. освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.
5, Иные функции прокуратуры:
• Участие прокурора при рассмотрении дел судами. В этом случае прокурор является участником судебного разбирательства. При осуществлении указанной деятельности прокурор:
« при рассмотрении уголовных дел участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь от его поддержания, участвует в исследовании доказательств, выступает в прениях и т. п.;
> при рассмотрении гражданских дел вправе подать иск в защиту третьего лица или неопределенного круга лиц; вступить в процесс на любой его стадии; давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела; знакомиться с материалами дела, даже если он не участвовал в его рассмотрении;
* приносит частные кассационные и надзорные протесты на невступившие и вступившие в законную силу незаконные и необоснованные судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам.
• Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов. При этом производится изучение структуры и динамики преступности, вырабатываются согласованные мероприятия различных правоохранительных органов по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению
- 1 Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
- 2 Система правоохранительных органов Российской Федерации и негосударственных организаций, осуществляющих охрану права.
- 3 Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.
- 4 Понятие и признаки судебной власти. Понятие и принципы правосудия.
- 5 Основные этапы развития российской судебной системы
- 6 Судебная система Российской Федерации. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Подведомственность и подсудность дел
- 7 Суды общей юрисдикции. Система и полномочия.
- 8 Мировые судьи
- 9 Районные суды
- 10 Суды общей юрисдикции субъектов рф
- 11 Военные суды.
- 12 Верховный Суд рф
- 13 Система арбитражных судов. Подведомственность дел арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд рф.
- 14 Конституционный Суд рф
- 15 Конституционные (уставные) суды субъектов рф.
- 16 Порядок формирования судейского корпуса. Срок полномочий судей.
- 17 Гарантии независимости судей. Приостановление и прекращение полномочий судей.
- Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей.
- 19 Правовой статус арбитражных и присяжных заседателей
- 20? Основные направления деятельности прокуратуры рф.
- 21 Понятие и отрасли прокурорского надзора.
- 22 Система органов прокуратуры.
- 23 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
- 24 Органы дознания и предварительного следствия
- 25 Органы внутренних дел рф
- 26?Полиция рф
- 27 Органы обеспечения безопасности рф. Федеральная служба безопасности России.
- 28 Органы внешней разведки рф.
- 29 Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- 30 Таможенные органы рф.
- 31 Министерство юстиции Российской Федерации и его органы
- 32 Федеральная служба судебных приставов
- 33? Органы уголовно-исполнительной системы.
- 34 Нотариат в рф.
- 35 Адвокатура рф
- 1. Адвокатский кабинет (ак)
- 2. Адвокатское бюро (аб)
- 3. Коллегия адвокатов
- 4. Юридическая консультация
- 36 Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности.
- 37 Третейские суды в рф.