logo search
методичка Фин пр

Тема 7. Правовое регулирование государственного (муниципального)

кредита в Российской Федерации.

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Формы

государственного и муниципального внутреннего долга. Государственные займы

в Российской Федерации. Внутренний и внешний государственный долг Россий-

ской Федерации.

Правовое регулирование сберегательного дела. Связь отношений по госу-

дарственному (муниципальному) кредиту с отношениями по привлечению и ис-

пользования сбережений населения. Гарантирование сбережений граждан Россий-

ской Федерации и государственный внутренний долг.

2 9

Виды вкладов в банки. Государственные меры по обеспечению надежности

сохранности вкладов.

Рекомендации по изучению темы.

При изучении данной темы следует обратить внимание, что наукой финан-

сового права государственный кредит и государственный долг рассматриваются

как взаимозависимые явления. Поскольку образование государственного и, в ча-

стности, внутреннего долга является своеобразным экономико-правовым следст-

вием госкредитных отношений, а точнее – следствием функционирования госу-

дарственного кредита и одним из его юридических выражений. Таким образом,

государственный кредит и государственный долг, соотносятся как причина и

следствие.

Необходимо обратить внимание и выделить особенности государственного

(муниципального) кредита как самостоятельного финансово-правового института.

При определении государственного (муниципального) кредита нужно

иметь в виду, что государственный (муниципальный) кредит может рассматри-

ваться как с экономической точки зрения, так и с правовой. При этом, государст-

венный (муниципальный) кредит представляет с экономической точки зрения од-

ну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределе-

нии стоимости валового внутреннего продукта в части национального продукта. С

правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это урегули-

рованные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муни-

ципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических

и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и воз-

вратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного

обращения.

Для определения форм государственного и муниципального долга, необхо-

димо опираться на положения, содержащиеся в ст. 98, ст.ст. 99-100 БК РФ.

Так же необходимо уяснить: какие виды государственных займов сущест-

вуют в РФ; каков порядок оформления государственных и муниципальных зай-

мов; какие виды казначейских обязательств выпускаются в РФ; что такое управ-

ление государственным (муниципальным) долгом; каков порядок эмиссии госу-

3 0

дарственных ценных бумаг РФ и какими нормативными актами он регулируется;

какие заимствования включаются в Программу государственных внешних заим-

ствований и какими органами, на какой срок и в каком порядке она представляет-

ся.

Проблемы правового регулирования государственного (муниципального)

кредита и долга тесно связаны с проблемами сберегательного дела в стране. Сбе-

режения населения и счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кре-

дитными источниками государственных займов. В настоящее время они становят-

ся также основными источниками муниципальных займов.

Для уяснения содержания сберегательного дела в РФ и связи отношений по

государственному (муниципальному) кредиту с отношениями по привлечению и

использованию сбережений населения, следует проанализировать основные нор-

мативные документы, регулирующие правоотношения в этой сфере: ФЗ «О вос-

становлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», ФЗ «О бан-

ках и банковской деятельности», ФЗ «О центральном банке РФ», ГК РФ (гл. 44).