logo
методичка Фин пр

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федера-

ции.

Понятие, роль и правовая форма государственных и местных бюджетов.

Бюджет как звено финансовой системы. Понятие бюджета в юридических аспек-

тах. Правовая форма бюджетов.

Понятие и предмет бюджетного права как подотрасли финансового права.

Принципы бюджетного права.

Субъекты бюджетного права, их права и обязанности. Материальные и

процессуальные нормы бюджетного права. Источники бюджетного права. Бюд-

жетный кодекс Российской Федерации как источник бюджетного права.

Бюджетное устройство. Бюджетная система Российской Федерации, ее

структура. Федеральный бюджет, его место и роль в бюджетной системе. Регио-

нальные и местные бюджеты. Значение консолидированных бюджетов.

Правовой режим внебюджетных фондов. Их виды, порядок формирования

и использования.

Понятие и состав бюджетной классификации. Бюджетное регулирование.

Принципы межбюджетных отношений. Собственные и регулирующие доходы

бюджетов. Дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит, бюджетная ссуда,

2 3

трансферт. Расходы бюджета. Основные направления расходов бюджетов. Теку-

щие расходы, капитальные расходы. Бюджет развития.

Принципы распределения расходов между бюджетами.

Бюджетный кодекс Российской Федерации о распределении расходов по

бюджетам разных условий.

Принципы сбалансированности доходов и расходов бюджета. Бюджетный

дефицит. Сокращение расходов бюджета.

Рекомендации по изучению темы.

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются цен-

тральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого дру-

гого государства. Бюджет – необходимый атрибут государства и основа его суве-

ренитета.

Раскрывая понятие «бюджет» необходимо учесть, что бюджет можно рас-

сматривать в разных аспектах: как экономическую категорию, как правовую кате-

горию; в законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета с

позиции права собственности (см. п.4 ст. 214 ГК РФ); формулировку понятия

«бюджет» содержит Бюджетный кодекс Российской Федерации ст. 6.

Характеризуя бюджетное право как подотрасль финансового права необхо-

димо подчеркнуть, что бюджетное право – это центральный раздел особенной

части финансового права, связанный с другими разделами и институтами, что

обусловлено положением бюджета в финансовой системе, его координирующей

ролью. Бюджетное право отличается от других подразделений и институтов фи-

нансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно ре-

гулирует. Следует охарактеризовать специфику этих отношений и очертить круг

субъектов бюджетного права.

Характеризуя принципы бюджетного права, следует подчеркнуть, что важ-

нейшими являются принципы федерализма и развития местного самоуправления,

свойственные финансовому праву в целом. В бюджетном праве они находят спе-

цифическое проявление. Хотя они в прямую не названы и не сформулированы в

бюджетном законодательстве, его содержание пронизано этими принципами, и

регулирование бюджетных отношений осуществляется с учетом этих основопола-

2 4

гающих начал, вытекающих из норм Конституции Российской Федерации.

Говоря о материальных и процессуальных нормах бюджетного права, не-

обходимо подчеркнуть, в бюджетном праве выделяют, причем более четко, чем в

других разделах финансового права, материальные и процессуальные нормы. пер-

вые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды

доходов и расходов бюджета и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К

предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения

каждой из стадий бюджетного процесса. Значение бюджета – процессуальных

норм состоит в том, что они устанавливают организационно-правовые формы

реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, меха-

низм их осуществления.

Характеризуя источники бюджетного права, следует подчеркнуть, что ос-

новой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Кон-

ституция Российской Федерации. Следует проанализировать статьи Конституции

непосредственно устанавливающие исходные начала и принципы бюджетной дея-

тельности в Российской Федерации: ст.ст. 71, 72, 101, 104, 106, 1014, 132. также

следует охарактеризовать и специальные законодательные акты, в т.ч. Бюджет-

ный Кодекс Российской Федерации, являющееся наиболее важным и емким зако-

нодательным актом в области бюджетного права.

Раскрывая понятие бюджетной системы, следует подчеркнуть, что в бюд-

жетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех

уровней, являясь ее самостоятельными частями. Характеризуя бюджетное устрой-

ство, т.е. основанное на правовых нормах принципы построения бюджетной сис-

темы, ее структуру и организацию взаимодействия входящих в нее бюджетов по

линии их доходов и расходов, следует обратиться к ст.ст. 28, 29, 31, БК РФ, ФЗ «О

бюджетной классификации», Налоговому кодексу РФ, ФЗ «О финансовых осно-

вах местного самоуправления».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4