logo
методичка Фин пр

Тема 9. Правовое регулирование государственных расходов.

Понятие и система государственных расходов, их особенности. Централи-

зованные и децентрализованные расходы. Принципы финансирования расходов.

Понятие и принципы бюджетного финансирования. Объекты и порядок

смежно-бюджетного финансирования. Правовое регулирование расходов на соци-

ально-культурные мероприятия и учреждения, оборону и содержание органов го-

сударственной власти.

Бюджетная классификация. Смета как основной финансовый план расходов

бюджетного учреждения.

Виды смет.

Рекомендации по изучению темы.

Изучение темы следует начать с определения понятия «государственные

расходы». Следует учесть, что выражение «государственные (и муниципальные)

расходы» можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы

затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях

выполнения своих функций и задач. Такое понимание имеет значение для учета

средств, анализа расходов и определения перспектив социально-экономической

политики и других направлений развития государства. Помимо этого, данное по-

нятие имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве со-

ставной части финансовой деятельности государства и муниципальных образова-

ний.

Анализируя содержание правовых институтов государственных и муници-

пальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами

бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

3 3

финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими

институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государст-

венных и муниципальных расходов, как завершающем этапе реализации государ-

ственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых

планов предприятий.

Также следует иметь ввиду, что государственные и муниципальные расхо-

ды представляют в своей совокупности определенную систему и классифициру-

ются по разным основаниям. В зависимости от формы собственности субъектов,

осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государствен-

ные и муниципальные. Вместе с тем, требует уяснения вопрос о составных частях

государственных и муниципальных расходов, исходя из источников их финанси-

рования: ограничивается ли их содержание только расходами за счет бюджетных

средств или оно является более широким? Говоря о бюджетном финансировании,

нужно учесть, что, во-первых, бюджетное финансирование – это система предос-

тавления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на про-

ведение мероприятий, предусмотренных бюджетом; и, во-вторых, сущность смет-

но-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муници-

пальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все

свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за

счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов.

Следует, наряду с общими принципами финансирования, выделить специ-

фические принципы, присущие только сметно-бюджетному финансированию.

Раскрывая содержание бюджетной классификации, следует подробно оста-

новиться на анализе Федерального закона о «О бюджетной классификации».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4