logo search
Правоведение и авторское право

1.4. Источники права и

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Теория права понимает под источником права объективную форму выражения правовой нормы. Мировой юридической науке известно несколько групп источников права. В зависимости от традиционного уклада и правовой системы основная масса правовых норм находит то или иное выражение. Наиболее характерными источниками являются: нормативно-правовой акт – закон в широком смысле, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные книги, правовая доктрина – труды общепризнанных учёных-юристов. Сразу отметим, что прецеденты, правовая доктрина и религиозные книги в России к источникам права не относятся.

Международный договор как особый источник права – это соглашение между государствами. Такие соглашения заключаются представителями государств на основе общих принципов международного публичного права и в рамках обычаев международных отношений. Среди этих принципов важную роль играет принцип суверенного равенства государств, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Правовые принципы многие исследователи относят к числу источников права.

Правовой обычай представляет собой обычную для субъектов права модель поведения. Он имеет определённое юридическое содержание, то есть обладает признаком нормативности, а также может быть признан судебными инстанциями. Обычай – это сложившееся общепринятое правило поведения. Обычай в международном праве должен быть признан государствами. Обычай, по определению представителей английской правовой доктрины – это такое правило поведения, которое известно всем с незапамятных времён. В России обычай применим только в коммерческих, деловых отношениях и то только в случае отсутствия правовой нормы, применимой к спорному правоотношению, то есть наличия пробела в законодательстве.

Судебный прецедент представляет собой решение суда по отдельно взятому делу. Обобщение судебной практики представляет собой свод прецедентов, объединённых управомоченным на то государственным органом, в единый источник права. Труды юристов – это научные работы авторитетных правоведов, разъясняющие положения и нормы права. Нормативные договоры – это соглашения между органами государственной власти. При заключении нормативного договора один действующий в пределах своих властных полномочий государственный орган в рамках законодательно установленной обязанности по согласованию своих действий с другим властным органам, прибегает в ходе своей управленческой деятельности к изданию совместного согласованного нормативного акта управления, который и именуется нормативным договором. Такие договоры имеют место, как правило, между государственными органами различного уровня.

В России основным источником права, как и в большинстве стран Романо-германской правовой системы, является нормативно-правовой акт, иначе называемый законом в широком смысле. В узком смысле термин «закон» означает особый уровень нормативных актов, которые принимаются законодательной властью страны. Кроме нормативных актов в РФ источниками права официально признаны международные соглашения, нормативные договоры, например договоры о разграничении предметов ведения между властными структурами, правовые обычаи в форме обычаев делового оборота.

Нормативно-правовой акт представляет собой документ, принятый в установленном законом порядке, содержащий нормы права, рассчитанный на многократное применение по отношению к неопределённому кругу лиц. В условиях современного уровня развития постиндустриального общества законодательство приобретает весьма внушительный объём, так что значение его систематизации и упорядочения всё время возрастает.

Система законодательства представляет собой способ организации источников права. Система законодательства по горизонтали практически идентична системе права и имеет отраслевую структуру. Система законодательства по вертикали имеет ряд уровней. В рамках системы законодательства по вертикали выделяется: федеральное законодательство, законодательство субъектов федерации и муниципальные нормативные акты.

Система законодательства по юридической силе нормативно-правовых актов представляет собой одну из наиболее важных и сложных проблем при анализе структуры отечественного законодательства. Юридическая сила приобретает определяющее значение при наличии в праве внутренних противоречий - коллизий, она определяет степень значимости нормы права. В случаи правовой коллизии действует норма права с более высокой юридической силой. В рамках системы законодательства по вертикали все акты федеральной власти имеют более высокую юридическую силу, чем законодательство субъектов федерации. Последнее, в свою очередь более значимо, чем муниципальные правовые акты.

Характеризуя по юридической силе федеральное законодательство, следует отметить, что наивысшую юридическую силу имеет Конституция Российской федерации 1993 года. Основной закон страны определяет политический строй России и закрепляет правовое положение граждан страны. Следующий уровень образуют Федеральные конституционные законы Российской Федерации – это законы, на которые прямо указывает Конституция и которые принимаются в особом порядке. Данные законы фактически являются неотъемлемой частью Конституции, и также закрепляют основы конституционного строя России. На сегодняшний день в России действуют следующие конституционные законы: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.), Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.), Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.), Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.).

Конституционное право образует так называемый публичный порядок, ограничивающий принцип примата международного права, то есть верховенства норм международного права над национальным законодательством, которое установлено п.4 ст.15 Конституции РФ. Следуя подобной логике, следующим элементом системы законодательства России является массив ратифицированных Российской Федерацией норм международного права. Ратификация международного договора это особый порядок утверждения международных соглашений, подписанных Президентом РФ. В рамках ратификации Государственная дума РФ принимает особый Федеральный закон о ратификации международного договора, после чего последний приобретает юридическую силу.

Следующую ступень по юридической силе составляют кодифицированные отраслевые нормативные акты – документы высокой степени систематизации - кодексы. Практически каждая из выделенных выше отраслей права имеет свой кодифицированный акт, который отражает принципы и наиболее важные институты своей отрасли. Для уголовного права – это Уголовный кодекс РФ 1996 года, для уголовно процессуального права – это Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2002 года, для гражданско-процессуального – это Гражданско-процессуальный кодекс РФ 2003 года, для трудового права – это Трудовой кодекс 2001 года.

Далее следует основная масса федеральных законов (ФЗ), равных между собой по юридической силе. Основное значение для информационного права имеют, во-первых, источники права интеллектуальной собственности: Патентный закон РФ 1993 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., Закон РФ «О правой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 г., Закон РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» 1992 г., вместо которых с 01.01.2008 начнет действовать принятая и утверждённая в 2006 году четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, во вторых, ФЗ РФ «О рекламе» 2006 года, ФЗ РФ «О средствах массовой информации» 1991 года (в ред. 2004 г.), ФЗ РФ «О Связи» и т.д.; в третьих, существует общий для информационной сферы Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, который пришёл на смену ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и ФЗ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».

К числу подзаконных нормативных актов относятся издаваемые органами исполнительной власти акты, определяющие порядок исполнения федеральных законов. К числу подзаконных актов на федеральном уровне относятся:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- распоряжения министерств и ведомств;

- информационные письма министерств и ведомств.

Процедурные вопросы, связанные с правовым регулированием информационного пространства в России, решаются на уровне подзаконных актов. Следует помнить, что указы Президента России, постановления Правительства РФ, распоряжения министерств и ведомств, информационные письма действуют, если они не противоречат федеральным законам. Последняя группа нормативных актов, а именно информационные письма, нередко вызывает больше вопросов о мотивах чиновников издавших информационное письмо, нежели вносят ясность в содержание документа.

Сегодня существует много документов декларативного характера, присущи они как международному, так внутригосударственному правовому массиву. Акты, подобные Хартии свободы печати, Окинавской хартии стран восьмёрки, Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине национальной безопасности РФ, Лиссабонскому кодексу относительно профессиональной этики в области массовых коммуникаций не имеют юридической силы, не обязательны к исполнению и носят рекомендательный характер. Значение декларативных документов состоит в том, что на их основе будет совершенствоваться законодательство. В случае официального одобрения государственной властью страны декларативных актов, такие документы могут использоваться при доказывании существования правового обычая в той сфере жизни общества, которой касается такой документ.