logo
Правоведение и авторское право

3.2. Произведение как объект авторского права

В юридической литературе предложено немало научных определений произведения, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским. «Произведение, - писал он в 1956 г., - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»8. В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение – благо нематериальное. Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира выступает в качестве комплекса идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде9, индивидуальное и неповторимое отражение объективной действительности.

Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором выражено произведение. Поскольку действие авторского права не распространяется на охрану идей, методов, концепций и т.п., можно сказать, что авторское право фактически охраняет форму произведений, а не его содержание. Перечень произведений, являющихся объектами авторского права, содержится в п.1 ст.7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Перечень охраняемых объектов авторского права не является исчерпывающим. Исходя из этого такими объектами могут быть признаны мультимедийные произведения, которые в настоящее время не предусмотрены в перечне охраняемых произведений.

В связи с развитием информационных технологий появляются новые способы использования объектов, в частности в сети Интернет, и новые объекты. Так, не определена правовая природа сайта и других мультимедийных произведений. В числе объектов авторского права они не названы, но для их создания требуется творческий подход и его выражение осуществляется в объективной форме.

Российским законодательством предусмотрена охрана не только самого произведения, но и его частей, удовлетворяющих требованиям авторского права. Даже название произведения может быть охраняемым объектом авторского права в случае, если оно является результатом творческой деятельности (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.10

Условиями распространения авторского права на произведения литературы, науки и искусства является обязательное соответствие этих произведений определенным критериям, отличающим их от других произведений в этих сферах: во-первых, произведение должно быть результатом творческой деятельности; во-вторых, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, то есть авторским правом охраняется не сама идея, а выражение авторской идеи в материальной форме, в которой она воплощена и в которой любое выражение идеи, образа мысли доступно для других; в-третьих, произведение должно быть оригинальным, не обязательно новыми должны быть содержащиеся в нем идеи, но литературная и художественная форма их выражения должна быть оригинальным произведением автора.

Профессор Э.П.Гаврилов считает, что произведение является результатом мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить только нематериальные объекты11. Вместе с тем нельзя отрицать потенциальную возможность и необходимость материальной оценки результатов интеллектуального труда. Э.П.Гаврилов справедливо полагает, что «личные неимущественные права не имеют экономического содержания — в этом их основное отличие от имущественных прав»,12 таким образом, при создании произведения возникают по сути два объекта правового регулирования. Во-первых, это неотчуждаемые и потому по своей природе принадлежащие исключительно автору нематериальные права, подлежащие правовой охране со стороны государства. Во-вторых, это имущественное право на использование произведения – в ст. 1226 четвёртой части ГК РФ это интеллектуальное исключительное право – которое, напротив, можно передать «по договору и иными предусмотренными законом способами».13 Так называемые иные способы представляют собой переход авторского исключительного права по наследству и по решению суда, в этой связи следует признать ключевую роль авторского договора в гражданском обороте имущественного авторского права.

Понятие авторский договор формировалось постепенно. В советский период существовала проблема ограничения доходности труда авторов в силу известной тенденции к обеспечению всеобщего равенства. Большинство результатов интеллектуального труда создавались в режиме служебных произведений в рабочее время, и проблема с передачей и оформлением авторских прав не стояла так остро как она стоит сейчас. Вместе с тем, поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.

Теория уступки, отчуждения авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В.А.Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность14. Критикуя теорию отчуждения, уступки, Б.С.Антимонов и Е.А.Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо15. Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

В 50-е годы возникла теория разрешения. А.И.Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения16. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет17. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется на произведения:

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение.

Объектами авторского права являются:

Не являются объектами авторского права:

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

В число охраняемых объектов входят также производные и составные произведения. К первым относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и др. Ко вторым относятся энциклопедии, антологии, базы данных и другие сборники при условии, что подборка и расположение материала в них являются оригинальными.