logo search
Сборник лекций

2. Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституция является основным законом государства и в отличие от других законов – актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму.

Слово конституция происходит от латинского «constitutio», что означает «устройство», «установление».

Конституция, как основной закон государства, учреждает и юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их оформления и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Конституция – не только правовой акт. В ее содержании присутствуют нравственные ориентиры справедливости для всего общества.

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов.

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный Суд РФ. Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX, Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании.

Основные принципы Конституции РФ 1993 года:

демократизм (выборность Президента РФ, Государственной Думы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления);

законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);

гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);

равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, рас, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств);

государственное единство Российской Федерации (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая валюта);

равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены);

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).

Конституционным строем называется система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции. Основы конституционного строя РФ — это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся: принцип демократизма, принцип федерализма, принцип республиканизма, принцип верховенства закона, принцип рыночной экономики, принцип социального государства, принцип светского государства, принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма).

В главе I Конституции РФ закреплены основы конституционного строя России.

Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2).

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст.3).

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст.10).

Государственная власть в РФ осуществляется: Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думы) и Правительством РФ, судебную власть осуществляют суды РФ (ст.11).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободными выборы и референдум (референдум проводится по вопросам государственного значения, законопроектам).

Гражданство РФ – единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15).

Общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ.

Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур ограничительного правового режима (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел своё закрепление в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержаться во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключить злоупотребления ею;

федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали;

верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимная ответственность государства и личности.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», - закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

  1. ответственность правительства перед представительными органами;

  2. дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

  3. импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Россия – республика. Президент и высший представительный законодательный орган – Федеральное Собрание РФ (иногда его называют парламентом) избираются непосредственно народом. Россия относится к типу смешанной республики, так как и Президент, и парламент имеют влияние на правительство.

Глава государства – Президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.

Глава государства предлагает кандидатуру на пост Председателя Правительства, а Государственная Дума ее утверждает. Глава государства председательствует на заседаниях Правительства и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать Правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Россия – федеративное государство. Территория разделена по национально-территориальному принципу. В федерации, входящие в состав страны единицы (в РФ – это субъекты федерации) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы, при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, валюта и т.д.

Территория России состоит из территорий равноправных субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти ее субъектов осуществляется:

Конституцией РФ (в ней определено, что находится в ведении РФ, что в совместном ведении РФ и ее субъектов, а что в ведении исключительно субъекта);

Федеративным Договором, который был заключен 31 марта 1992 года между бывшими республиками СССР;

ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения между РФ и субъектами» от 24.06.99 г.

В Конституции РФ только республики названы государством. Края, области и города федерального значения принято называть государственно-территориальными образованиями; автономную область и автономный округ – национально-государственным образованием.

Республика как государство имеет конституцию и законодательство, а иной субъект – устав и законодательство. Республика вправе установить свой государственный язык, наряду с государственным языком РФ.

Россия - демократическое государство. Демократия – политический режим, основанный на признании таких устоев конституционного строя как народовластие, правление, основанное на согласии управляемых. Формой реализации чаще всего является республиканское правление.

Демократия – власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, верховенство закона, разделение власти, независимое судопроизводство, социальный, политический и идеологический плюрализм.

Российская Федерация (Россия) – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, статья 1 Конституции РФ.