logo search
PODDERZHKA SMSP

Глава II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. В Челябинской области более десяти лет развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программно-целевого метода. Данный метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния дел в малом и среднем бизнесе, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностью областного бюджета, полностью себя оправдывает. Комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целевой функции.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вопросы развития малого и среднего предпринимательства, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации, должны быть решены на областном и муниципальном уровнях в процессе реализации долгосрочных целевых программ.

2. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.09.2010 г. № 316 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утратила силу форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Основные показатели деятельности микропредприятий». В связи с этим, данные о деятельности микропредприятий - юридических лиц за 2010 год, доля которых в общем количестве малых организаций - юридических лиц составляет около 90,0 процентов, представлены по оценке Министерства экономического развития Челябинской области.

Анализ ситуации в развитии малого и среднего предпринимательства показывает, что это - одна из наиболее динамично развивающихся сфер. По сравнению с 2008 годом количество хозяйствующих субъектов в Челябинской области увеличилось на 12,8 процента и в 2010 году составило 146,4 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35,5 тысячи малых предприятий – юридических лиц, 105,9 тысячи индивидуальных предпринимателей, 4,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 385 средних предприятий – юридических лиц.

Если говорить о структуре предприятий, то 32,5 процента средних предприятий - юридических лиц действуют в обрабатывающих производствах, 19,0 процентов - в сфере торговли, 13,0 процентов приходится на предприятия строительства.

Распределение малых предприятий – юридических лиц по видам экономической деятельности отличается от структуры средних предприятий. Самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий, как и в предыдущие годы, является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 50,2 процента малых предприятий.

Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 10,3 процента малых предприятий, «Строительство» – 10,6 процента.

Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. На 1 января 2011 года среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 616,4 тысячи человек (37,0 процентов от общей численности занятых в экономике Челябинской области).

Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых и средних предприятиях работают более 20,0 тысяч человек.

В среднем на одном малом предприятии – юридическом лице работают 5 человек, на среднем предприятии – юридическом лице – 117 человек. Наиболее крупными по числу работающих на малых предприятиях стали предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (12 человек в расчете на одно предприятие) и обрабатывающие производства (10 человек). У средних предприятий, наоборот, крупными по числу работающих стали обрабатывающие производства (147 человек в расчете на одно предприятие) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (133 человека).

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий – юридических лиц в последние годы имела тенденцию к росту. По сравнению с 2008 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 25,0 процентов и составила почти 14 тыс. рублей (13 761,6 рубля). На средних предприятиях зарплата увеличивалась более сдержанными темпами (13,4 процента) и составила на 1 января 2011 года 15 067,7 рубля.

Оборот малых предприятий – юридических лиц с 2008 года увеличился на 6,7 процента (в действующих ценах) и составил в 2010 году 363,7 млрд. рублей. Наибольший вклад в формирование оборота малых организаций вносят предприятия сферы торговли, обрабатывающие производства и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.

Что касается оборота средних предприятий – юридических лиц, то в 2010 году он составил 86,2 млрд. рублей, увеличившись относительно 2008 года на 53,5 процента (в действующих ценах). Обрабатывающие производства занимают первое место в обороте средних предприятий – 51,7 процента, в то время, как в 2009 году их доля составляла 32,8 процента. Данный факт свидетельствует об уменьшении влияния финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и выходе обрабатывающих производств на новый этап развития. Второе место по весу в обороте средних организаций занимают организации оптовой и розничной торговли – 27,4 процента, третье – предприятия строительства (7,2 процента).

С каждым годом растет вклад предпринимательства в экономику области. Более четверти оборота организаций Челябинской области составляет оборот малых и средних предприятий – юридических лиц. На субъекты малого предпринимательства (малые предприятия – юридические лица и индивидуальные предприниматели) приходится:

36,0 процентов областного объема платных услуг (особенно значительна доля на рынке туристских услуг (99,8 процента), бытовых услуг (88,3 процента));

50,5 процента производства пищевой рыбной продукции;

71,0 процентов оборота розничной торговли;

81,1 процента производства минеральной воды;

87,5 процента выловленной рыбы.

3. Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Челябинской области, выявлен ряд сдерживающих факторов:

1) территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований Челябинской области, недостаточное финансовое обеспечение за счет местных бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) недостаток «коротких» и дешевых кредитных ресурсов, недостаточное развитие системы микрофинансирования в муниципальных образованиях Челябинской области;

3) высокий износ основных средств в сфере малого и среднего предпринимательства;

4) низкий уровень инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал;

5) высокий уровень конкуренции, особенно в крупных городах;

6) увеличение тарифной нагрузки на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;

7) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

8) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра;

9) низкий уровень социальной ответственности работодателей.

Для эффективного решения перечисленных проблем малого и среднего бизнеса необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную координацию действий всех заинтересованных сторон: органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.