2. Расчеты платежными поручениями: понятие, субъекты, механизм, ответственность.
Аге́нтство по страхова́нию вкла́дов (АСВ) — государственная корпорация, созданная в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года в рамках формирования системы страхования вкладов (ССВ). Полное наименование — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Агентство наделено следующими функциями:
— обеспечение функционирования системы страхования вкладов;
— осуществление функций конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций;
— финансовое оздоровление (санация) банков.
Агентство ведет реестр банков-участников ССВ, выплачивает вкладчикам страховое возмещение по вкладам при наступлении страхового случая, управляет фондом обязательного страхования вкладов (ФОСВ).
Во исполнение Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.
В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» на Агентство возложена функция финансового оздоровления (санации) системно значимых банков, являющихся участниками ССВ.
Функции[править | править вики-текст]
Страхование вкладов населения[править | править вики-текст]
Система обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) создана в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Её основная задача — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории Российской Федерации. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков — участников системы обязательного страхования вкладов.
Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. АСВ, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем само выясняет отношения с банком по возврату задолженности.
Средства вкладчиков, подлежащие страхованию[править | править вики-текст]
Страхованию подлежат все денежные средства во вкладах и на счетах физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в банках (включая дебетовые пластиковые карты) за исключением:
• средств на счетах адвокатов и нотариусов, если они открыты в связи с указанной деятельностью;
• вкладов на предъявителя;
• средств, переданных банкам в доверительное управление;
• вкладов в зарубежных филиалах российских банков.
Страхованию также не подлежат средства на металлических счетах, поскольку действующее законодательство относит к денежным средствам только российскую валюту и валюту иностранных государств, а не драгоценные металлы. Кроме того, страхованию не подлежат электронные денежные средства и денежные переводы, осуществляемые без открытия счёта.
Финансовая основа ССВ. Фонд обязательного страхования вкладов[править | править вики-текст]
Финансовой основой ССВ является Фонд обязательного страхования вкладов. Размер Фонда по состоянию на 1 декабря 2014 года составлял 88,5 млрд руб.
Источники формирования фонда:
— страховые взносы банков (80,6 %)
— прибыль от инвестирования средств фонда (14,1 %)
— имущественный взнос Российской Федерации (5,3 %)
Конкурсное производство (ликвидация) кредитных организаций[править | править вики-текст]
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций.
Процедура принудительной ликвидации осуществляется по заявлению Банка России на основании решения арбитражного суда в случае, если стоимость имущества (активов) кредитной организации, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, достаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае, если имущества (активов) ликвидируемой кредитной организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в отношении неё на основании решения арбитражного суда вводится процедура конкурсного производства.
Назначение АСВ конкурсным управляющим (ликвидатором)[править | править вики-текст]
Арбитражный суд назначает АСВ конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:
— если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц;
— при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение средств граждан во вклады;
— при освобождении или отстранении арбитражным судом конкурсного управляющего (ликвидатора) — физического лица;
— при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.
Статистика конкурсного производства (ликвидации) кредитных организаций[править | править вики-текст]
По состоянию на январь 2013 года функции конкурсного управляющего (ликвидатора) осуществлялись Агентством в 117 кредитных организациях, из них: в 115 проходило конкурсное производство, в 2 — принудительная ликвидация. 68 ликвидируемых банков зарегистрированы в Москве и Московской области, 49 — в других субъектах Российской Федерации. Количество кредиторов в ликвидируемых банках на указанную дату превышает 73 тысячи. Объём установленных требований кредиторов в ликвидируемых банках составил 300,2 млрд руб.
Средний процент удовлетворения требований кредиторов 93 банков, в которых завершено конкурсное производство, за весь период деятельности Агентства по состоянию на 1 января 2012 года составил 17 %. В кредитных организациях, в отношении которых завершены процедуры конкурсного производства в 2011 году, требования кредиторов в среднем удовлетворены на 39,1 %. При этом в трех кредитных организациях — банкротах требования кредиторов всех очередей удовлетворены в полном объёме.
Участникам (акционерам) семи из пятнадцати кредитных организаций, где ликвидационные процедуры завершены в 2011 году, после полного расчета с кредиторами возвращено оставшееся имущество.
С начала своей деятельности и до января 2013 года в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентство осуществляло ликвидационные процедуры в отношении 291 банка и полностью завершило их в 174 банках.
Задачи конкурсного производства (ликвидации). Представители конкурсного управляющего. Информация о ходе ликвидации кредитных организаций[править | править вики-текст]
В ходе конкурсного производства (ликвидации) кредитных организаций Агентство занимается:
— проведением инвентаризации и оценкой имущества кредитной организации путем привлечения независимого оценщика;
— обеспечением сохранности имущества ликвидируемой кредитной организации;
— установлением требований кредиторов и ведением их реестра;
— формированием конкурсной массы;
— проведением расчетов с кредиторами кредитной организации;
— выявлением признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств банкротства кредитной организации, являющихся основанием для привлечения руководителей и/или учредителей ликвидируемой кредитной организации к субсидиарной ответственности.
Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) через назначенных им из числа своих служащих представителей, действующих на основании доверенности.
Законодательство предписывает Агентству регулярное предоставление отчетов и иной информации о ходе ликвидационных процедур Банку России, арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов кредитной организации, в том числе путем опубликования информационных сообщений о ходе конкурсного производства (ликвидации) в средствах массовой информации.
Формирование конкурсной массы для расчетов с кредиторами банка включает анализ состояния имущества ликвидируемого банка, инвентаризацию активов и определение их рыночной стоимости путем проведения независимой оценки, взыскание с должников имеющейся задолженности перед кредитной организацией, а также организацию и проведение торгов имуществом ликвидируемой кредитной организации.
В ходе конкурсного производства (ликвидации) АСВ выявляет и оспаривает сделки, заключенные в ущерб имущественным интересам банков и их кредиторов (сомнительные сделки), осуществляет поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества банка, заявляет отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, если исполнение кредитной организацией указанных сделок повлечет за собой убытки для кредитной организации по сравнению с аналогичными сделками, совершаемыми при сравнимых обстоятельствах, а также при наличии оснований осуществляет действия по привлечению гражданско-правовой и уголовной ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства.
Финансовое оздоровление (санация) банков[править | править вики-текст]
Инструменты финансового оздоровления (санации)[править | править вики-текст]
В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» на Агентство возложены функции по осуществлению мер по финансовому оздоровлению (санации) банков, являющихся участниками ССВ.
Агентство может осуществлять эти меры путем:
— оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
— оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;
— приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
— оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.
Для участия в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков закон предусматривает как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации в 2008 года было выделено 200 млрд руб. Кроме того, предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России и использования средств фонда обязательного страхования вкладов.
Платежным поручением является оформленное расчетным документом распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежное поручение оформляется на типовом бланке.
В число обязательных реквизитов платежного поручения включаются:
– ИНН плательщика и получателя средств;
– наименования и номера счетов в кредитной организации (филиале) или подразделении расчетной сети Банка России;
– наименования и местонахождение кредитных организаций, их банковские идентификационные коды (БИК) и номера счета для проведения расчетных операций.
При несоответствии платежного поручения установленным правилам банк может уточнить его содержание запросом, который должен быть сделан плательщику незамедлительно для получения поручения. При неполучении ответа в срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику.
Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. По общему правилу они принимаются к исполнению независимо от наличия денежных средств на счете.
Платежными поручениями могут производиться :
– перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
– перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
– перечисление денежных средств в целях возврата (размещения кредитов (займов, депозитов) и уплаты процентов по ним);
– перечисления денежных средств в других целях.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
В рамках расчетов с использованием платежных поручений можно выделить следующие этапы :
– направление плательщиком в обслуживающий его банк платежного поручения о списании с его счета определенной денежной суммы и зачислении ее на счет получателя средств;
– осуществление банком плательщика контроля правильности оформления платежного поручения, списание средств со счета плательщика и направление расчетных документов в исполняющий банк;
– зачисление денежных средств исполняющим банком на счет получателя средств и направление информации о совершенной расчетной операции – выписки с расчетного счета – клиенту. Моментом исполнения обязательства банка плательщика перед клиентом по платежному поручению является зачисление соответствующей денежной суммы на счет банка получателя.
В отличие от указанного правила, при перечислении кредитной организацией налоговых платежей клиентов в бюджет и внебюджетные фонды обязанность налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя считается выполненной при направлении им платежного поручения на перечисление налоговых платежей в обслуживающий его банк.
В настоящее время сохраняется возможность осуществления расчетов плановыми платежами, в основе которых лежит встречное движение денег и товаров. Подобные расчеты применяются при наличии постоянных хозяйственных связей покупателей и товаропроизводителей вне зависимости от форм их собственности на поставленную продукцию.
- Билет № 1 Предмет, метод, система, принципы и источники банковского права. Эмиссия кредитными организациями акций и облигаций.
- Билет № 2 Понятие, признаки и виды банковских правоотношений. Операции уполномоченных банков с наличной иностранной валютой.
- Билет № 3
- 1. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации.
- 2. Кредитный договор: понятие, правовая природа, элементы, ответственность.
- Билет № 4
- 1. Правовой статус и функции Банка Развития
- 2. Правовой режим банковской тайны. Порядок получения сведений, составляющих банковскую тайну.
- Билет № 5
- 1. Правовое положение микрофинансовых организаций
- 2. Арест денежных средств на банковском счете и приостановление операций по счетам как меры по ограничению распоряжения счетом.
- Билет № 6
- 1. Правовой статус, компетенция и подотчетность Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
- 2. Договор финансирования под уступку денежного требования: понятие, правовая природа, виды, элементы, ответственность
- Билет № 7
- 1. Правовой статус территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
- 2. Расчеты посредством аккредитива: понятие, субъекты, механизм, ответственность.
- Билет № 8
- 1. Понятие и формы банковского надзора. Инспекционные проверки кредитных организаций Банком России.
- 2. Расчеты чеками: понятие, субъекты, механизм, ответственность
- Билет № 9
- 1. Понятие, признаки и виды кредитных организаций.
- 2. Понятие и правовая природа перевода денежных средств. Окончательность, безотзывность и безусловность перевода денежных средств. Момент прекращения денежного обязательства.
- Билет № 10
- 1. Небанковские кредитные организации: понятие, виды и предмет деятельности.
- 2. Понятие и виды электронного средства платежа. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств.
- Билет № 11
- 1. Порядок создания кредитных организаций.
- 2. Правовой режим счетов резидентов в банках за пределами территории рф.
- Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций
- Часть 2 статьи 12 с 1 января 2007 года действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 26 данного Закона).
- Билет № 12
- 1. Требования, предъявляемые к уставному капиталу кредитной организации.
- 2. Межбанковские расчеты на территории Российской Федерации.
- Билет № 13
- 1. Правовое положение структурных подразделений кредитной организации.
- 2. Понятие и содержание кредитной истории. Порядок получения кредитного отчета
- Билет № 14
- 1. Понятие и виды банковских лицензий.
- 2. Выпуск кредитными организациями сберегательных (депозитных) сертификатов.
- Билет № 15
- 1. Основания и правовые последствия отзыва банковской лицензии.
- 2. Понятие и принципы банковского кредитования.
- Билет № 16
- 1. Реорганизация и ликвидация кредитной организации.
- 2. Основные виды банковских кредитов. Кредитная линия. Синдицированный кредит. Субординированный кредит.
- Билет № 17
- 1. Понятие и виды пруденциальных норм банковской деятельности.
- 2. Возникновение права вкладчика на возмещение по вкладам. Порядок выплаты возмещения по вкладам.
- Билет № 18
- 1. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности.
- 2. Формы и способы расчетов. Ограничения расчетов наличными деньгами
- Билет № 19
- 1. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 2. Виды банковских счетов.
- Билет № 20
- 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
- 2. Порядок открытия банковского счета. Документы, представляемые для открытия банковского счета.
- Билет № 21
- 1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.
- 2. Договор банковского вклада: понятие, правовая природа, элементы, ответственность
- Билет № 22
- 1. Особенности признания кредитной организации несостоятельной (банкротом). Конкурсное производство
- 2. Понятие и виды банковских вкладов. Наследование банковских вкладов.
- Билет № 23
- 1. Понятие валюты, валютных ценностей и валютных операций. Субъекты валютных операций.
- 2. Порядок расторжения договора банковского счета. Правила исключения банковских счетов из Книги регистрации открытых счетов
- Билет № 24
- 1. Понятие и принципы системы страхования вкладов. Участники системы страхования вкладов.
- 2. Правовые особенности потребительского кредитования.
- Билет № 25
- 1. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов
- 2. Расчеты платежными поручениями: понятие, субъекты, механизм, ответственность.
- Билет № 26
- 1. Понятие и виды платежных систем. Оператор платежной системы и требования к его деятельности. Платежная система Банка России.
- 2. Договор банковского счета: понятие, элементы, правовая природа. Ответственность по договору банковского счета.
- Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности
- Билет № 27
- 1. Бюро кредитных историй: правовое положение и отношения с кредитными организациями и Банком России
- 2. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование). Понятие и виды акцепта.
- Глава 9. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
- Билет № 28
- 1. Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля. Правила оформления паспорта сделки
- 2. Расчеты с использованием платежных банковских карт.
- Билет № 29
- 1. Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств (оператор электронных денежных средств), оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к их деятельности
- 2. Способы обеспечения кредита.