§ 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными дня полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов.
Применение норм права — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц.
Каковы же характерные признаки применения норм права?
Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и, следовательно, применять нормы права не могут.
Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет . государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.
В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.
В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
Когда, в каких случаях возникает необходимость в применении норм права?
1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, для того, чтобы учиться в высшем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении; чтобы реализовать право на трудоустройство, необходимо официальное решение администрации предприятия, организации о принятии на работу. В каждом из названных и подобных случаев необходимо издание приказа руководителем соответствующего учреждения о реализации указанных прав.
2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.
3. Необходимость в применении норм права возникает и тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства
4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд, на основании норм уголовного права.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий.
1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.
Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.
Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.
2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.
Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.
Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
— действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное депо;
— действует ли она на той территории, где это депо должно быть разрешено;
— распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случаи регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:
1) если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;
2) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;
3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
4) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.
В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.
3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.
Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается — начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.
- Глава I. Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- § 2. Предмет и методология теории государства и права
- § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
- Глава II. Общество и государство. Государство в политической системе общества
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
- § 3. Причины возникновения государства
- § 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества
- Глава III. Понятие и сущность государства
- § 1. Разнообразие определений государства.
- § 2. Основные признаки государства.
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
- § 2. Основные признаки государства
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
- Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики
- § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
- § 2. Основные характеристики правового государства. § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- § 2. Основные характеристики правового государства
- Глава V. Типы и формы государства
- § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государствен-ного устройства, форма государственного режима
- Глава VI. Механизм (аппарат) государства
- § 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
- § 2. Органы государства и их классификация.
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства. § 1. Понятие механизма (аппарата) государства
- § 2. Органы государства и их классификация
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства
- Глава VII. Функции государства
- § 1. Понятие функций государства и их классификация.
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. § 1. Понятие функций государства и их классификация
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
- Глава VIII. Понятие и сущность права. Современное правопонимание
- § 1. Признаки и определение права.
- § 2. Источники (формы) права.
- § 3. Право в современном понимании. § 1. Признаки и определение права
- § 2. Источники (формы) права
- § 3. Право в современном понимании
- Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни
- § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
- § 1. Понятие и виды социальных норм
- § 2. Соотношение права с моральными нормами
- § 3. Право и социально-технические нормы
- § 4. Правосознание; понятие, структура, роль в общественной жизни
- § 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах
- Глава х. Принципы и функции права
- § 1. Принципы права.
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил. § 1. Принципы права
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил
- Глава хi. Нормы права и их структура
- § 1. Понятие и структура норм права.
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- § 3. Виды правовых норм. § 1. Понятие и структура норм права
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
- § 3. Виды правовых норм
- Глава XII. Нормативно-правовые акты и их систематизация
- § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права.
- § 2. Виды нормативно-правовых актов.
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов.
- § 4. Информационно служба по законодательству. § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права
- § 2. Виды нормативно-правовых актов
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 4. Информационная служба по законодательству
- Глава XIII. Формы реализации права. Применение правовых норм
- § 1. Формы реализации права
- § 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
- § 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды
- § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии
- Глава XIV. Толкование норм права
- § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм
- Глава XV. Система права и система законодательства
- § 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права
- § 2. Структурные элементы системы права
- § 3. Предмет и метод правового регулирования
- § 4. Соотношение системы права и системы законодательства
- Глава XVI. Правоотношения
- § 1. Понятие правоотношения и его основные признаки
- § 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности
- § 3. Юридические факты
- § 4. Предпосылки правоотношений
- Глава XVII. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- § 1. Правомерное поведение и правонарушения.
- § 2. Понятие и виды правонарушений.
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности. § 1. Правомерное поведение и правонарушения
- § 2. Понятие и виды правонарушений
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности
- Глава XVIII. Механизм правового регулирования общественных отношений. Законность и правопорядок в современном обществе
- § 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы
- § 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
- § 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
- § 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия