logo search
Гражданское право / Grazhdanskoe_pravo_V_2kh_ch_Chast_2_otv_red_Mozol(2)

Глава 25. Договор коммерческой концессии

1. Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Этот правовой институт сходен с институтом англосаксонского права, известным под названием "franchising" (франчайзинг, франшиза), и может применяться только в сфере предпринимательской деятельности.

Понятие договора коммерческой концессии сформулировано в п. 1 ст. 1027 ГК. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

С использованием института коммерческой концессии получила широкое распространение в значительной части стран система оказания услуг в области общественного питания ("Макдоналдс", "Пицца Хат" и др.), продажи товаров, гостиничных сетей и т.д. Обычно различают сбытовой франчайзинг, при использовании которого создается единая разветвленная сбытовая сеть, функционирующая под контролем правообладателя; торговый франчайзинг, для которого характерно наличие единой сети розничной торговли; франчайзинг в сфере обслуживания; производственный франчайзинг.

Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее экономично развивать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств, и в то же время предоставляя правообладателю осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собственного бизнеса, что обеспечивается использованием хорошей коммерческой репутации правообладателя в соответствующей сфере деятельности.

В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита интересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1032 ГК), а также требованиям законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции. Поэтому в рассматриваемом аспекте важное значение приобретают развитие антимонопольного законодательства и совершенствование практики его применения.

Договор коммерческой концессии обычно заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов с использованием фирменного обозначения правообладателя. Поскольку предметом договора коммерческой концессии является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, отмеченное обстоятельство позволяет отграничить договор коммерческой концессии от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.

Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Комиссионер и агент всегда действуют в интересах и по поручению соответственно комитента и принципала, оказывают последним услуги и получают за это вознаграждение. Что касается договора коммерческой концессии, то его вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг. Представляется, что договор коммерческой концессии по правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества в виде имущественных прав. Но он не относится к этой категории договоров в связи с особенностями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как объекта, отличного от имущества, в том числе и имущественных прав (ст. 128 ГК).

2. Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Договор коммерческой концессии - консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

Помимо норм гл. 54 ГК к договору коммерческой концессии применяются нормы ГК и иного законодательства, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности. Например, в отношении фирменного наименования это ст. 54, 64, 82, 113, 115 ГК и применяющееся в части, не противоречащей российскому законодательству, Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. <*>, а также Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. В отношении других объектов интеллектуальной собственности применяются Патентный закон от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" <**> и др.

--------------------------------

<*> СЗ СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395.

<**> ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

3. Согласно п. 1 ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его ничтожность. Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит специальной регистрации органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (п. 2 ст. 1028 ГК). По общему правилу ст. 1031 ГК, которое может быть изменено договором, именно правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии.

Законодатель не называет регистрацию договора коммерческой концессии государственной. Поэтому в отличие от общего правила п. 3 ст. 433 ГК этот договор вступает в силу в отношениях между сторонами договора с момента достижения ими соглашения. Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <*> в качестве органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и, в силу п. 2 ст. 1028 ГК, договоров коммерческой концессии, было определено Министерство РФ по налогам и сборам. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 утвержден Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) <**>, где в соответствии со ст. 1028, 1036, 1037 ГК определен порядок регистрации заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии и субконцессии.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 38. Ст. 3667.

<**> БНА РФ. 2003. N 8.

Если договор коммерческой концессии предусматривает использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор, помимо вышеупомянутой регистрации, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" <*> таким органом исполнительной власти было Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) (в настоящее время - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541.

Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 утверждены Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных <*>. Следует заметить, что в п. 37 указанных Правил со ссылкой на ст. 1032 ГК установлено, что в договоре должно содержаться условие о том, что пользователь обязан обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, и о том, что правообладатель будет контролировать выполнение этого условия. В действительности же ст. 1032 ГК содержит императивно установленный перечень дополнительных обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии (кроме обязанности пользователя предоставить оговоренное количество субконцессий), в то время как п. 37 Правил, по существу, без достаточных оснований придает указанному перечню характер существенного условия договора коммерческой концессии.

--------------------------------

<*> БНА РФ. 2003. N 36.

Сведения о зарегистрированных договорах коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный договор коммерческой концессии, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

4. Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания, программы для ЭВМ и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).

Комплексность передаваемых исключительных прав является природообразующим признаком договора коммерческой концессии, поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, хотя и сделанным с некоторыми оговорками, о том, что предметом договора коммерческой концессии может быть только одно право <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. С. 632.

Кроме того, как следует из п. 2 ст. 1027 ГК, договор коммерческой концессии предполагает возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Относительно деловой репутации правообладателя следует заметить, что поскольку она отнесена к числу личных неимущественных благ (ст. 150 ГК), не допускается ее передача или отчуждение иным способом. Поэтому, как представляется, деловая репутация не может быть самостоятельным предметом договора коммерческой концессии. Вместе с тем предоставление пользователю права использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя, что, собственно, и обусловливает экономическую целесообразность приобретения пользователем указанных исключительных прав. В связи с этим обстоятельством деловая репутация правообладателя может получить в договоре условную денежную оценку.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК).

5. Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока.

Существенное условие договора коммерческой концессии - конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

По общему правилу ст. 1029 ГК пользователь не вправе разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части комплекса на условиях субконцессии. Однако данное общее правило является диспозитивным, поэтому право пользователя заключать договор субконцессии может быть предусмотрено договором коммерческой концессии. Более того, в договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии.

В силу производного характера договор коммерческой концессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. По той же причине недействительность договора коммерческой концессии влечет недействительность и заключенных на его основании договоров коммерческой субконцессии.

Согласно диспозитивному правилу п. 3 ст. 1029 ГК при досрочном прекращении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется принять на себя права и обязанности по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока. По общему правилу досрочное прекращение договора коммерческой концессии влечет не прекращение договора субконцессии, а изменение его субъектного состава - вторичный правообладатель выбывает из состава участников договора, а его место занимает основной правообладатель. Такое последствие наступает в случае молчания правообладателя. Его отказ от принятия на себя прав и обязанностей вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии влечет прекращение договора.

Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, однако договором могут быть предусмотрены как солидарная с вторичными пользователями ответственность первичного пользователя, так и освобождение его от ответственности перед правообладателем.

6. Правообладатель и пользователь несут ряд обязанностей по договору коммерческой концессии. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Правообладатель также обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Этот перечень обязанностей пользователя установлен императивно и не может быть изменен договором коммерческой концессии.

Кроме того, если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии, оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в частности в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Пользователь, помимо уплаты правообладателю обусловленного договором вознаграждения, обязан: использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; оказывать клиентам все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя; не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором; информировать клиентов наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Что касается прав сторон по договору коммерческой концессии, то они могут быть ограничены договором. Ограничения могут выражаться, в частности, в обязательстве правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; обязательстве пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; отказе пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у существующих или потенциальных конкурентов правообладателя; обязательстве пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, их внешнее и внутреннее оформление. Такие ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Пункт 2 ст. 1033 ГК запрещает под страхом ничтожности устанавливать в договоре условие о предоставлении правообладателю права определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен, а также условие, каким-либо образом ограничивающее круг лиц, которым пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги. Запрет на ограничение круга потребителей не применяется в том случае, если деятельность субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством ориентирована на определенный круг лиц (например, предприятия торговли и оказания услуг для социально незащищенных граждан).

7. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), предоставляемых пользователем по договору коммерческой концессии (п. 1 ст. 1034 ГК). Исключение из общего правила о субсидиарной ответственности правообладателя составляет случай, когда пользователь не только продавец, но и изготовитель продукции правообладателя - в этом случае последний несет солидарную с пользователем ответственность по требованиям, предъявляемым к нему как к изготовителю такой продукции (п. 2 ст. 1034 ГК).

По истечении срока договора коммерческой концессии пользователь, надлежащим образом исполнявший обязанности, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Это правило установлено в ст. 1035 ГК и защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора. Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал договор. Если до истечения трехлетнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор на не менее благоприятных, по сравнению с прекратившимся договором, условиях либо возместить понесенные пользователем убытки.

8. Помимо общих оснований прекращения обязательств, предусмотренных ст. 407 - 419, ст. 1037 ГК устанавливает ряд специальных оснований прекращения договора коммерческой концессии. В частности, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Договор коммерческой концессии перестает действовать также в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их аналогичными правами, а также при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным.

В случае изменения правообладателем фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, пользователь вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если пользователь не предъявляет такого требования, договор коммерческой концессии продолжает действовать в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, при этом пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Право требовать уменьшения размера вознаграждения пользователь приобретает и в случае прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии. Сам же договор коммерческой концессии при этом продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.

Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. В этом случае новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор коммерческой концессии прекращается.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дьяченко Д. Фатальный успех концессии // Бизнес-Адвокат. 2000. N 5.

Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. N 12.

Нам К. Коммерческая концессия // Бизнес-Адвокат. 1997. N 1.