59. Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.
Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.
Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.
Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Рассмотрим особенности данного явления.
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?
Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».
Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.
Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).
- Основные концепции правопонимания
- 2. Правовой статус личности
- 3. Парламентская республика
- 4.Внутригосударственное и международное право.
- 5. Бюрократия и государство
- 6. Систематизация законодательства
- 8.Правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 9.Правовая система
- 10. Государство и церковь
- 11. Унитарное государство
- 12. Правосознание: понятие, сущность, структура, виды
- 13. Федеративное государство
- 14. Право и мораль
- 15. Функции теории государства и права
- 16. Акты Конституционного Суда рф , руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда рф и Высшего Арбитражного Суда рф в системе источников права
- 17. Президентская республика
- 18. Понятие нормативных правовых актов и их классификация
- 19. Авторитарный политический режим
- 20. Пробелы в праве, способы их восполнения
- 21. Предмет теории государства и права
- 22. Публичное и частное право
- 23. Теория разделения властей
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Методология юридической науки
- 26. Правомерное поведение: понятие, виды
- 27. Тоталитарный политический режим
- 28. Основания юридической ответственности
- 29. Теория государства и права и другие юридические науки
- 30. Понятие системы права
- 31. Государственные органы: понятие, классификация, принципы функционирования.
- 32. Понятие и виды юридической ответственности
- 33. Демократический политический режим
- 34. Меры борьбы с правонарушениями
- 35. Правовая норма: понятие и виды
- 36. Государство в политической системе общества
- 37. Государство и личность
- 38. Юридические коллизии: понятие и алгоритмы разрешения.
- 39. Роль правосознания в правотворческой и правоприменительной деятельности
- 40. Механизм государства
- 41. Конфедерация
- 42. Юридические презумпции и фикции
- 43. Суверенитет государства, нации, народа
- 44. Юридические факты: понятие, классификация
- 45. Правовой нигилизм
- 46. Социальное государство и его функции
- 47. Понятие правотворчества и его виды
- 48. Политические партии в политической системе общества
- 49. Правовая культура
- 50. Теория правового государства
- 51. Юридическая техника
- 52. Государство и самоуправление
- 53. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов
- 54. Государство и общественные объединения
- 55. Понятие и способы реализации права
- 56. Понятие, сущность и признаки государства
- 57. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 58. Понятие и структура политической системы общества
- 59. Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения
- 60. Теории происхождения государства
- 61. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание
- 62. Бюрократия и государство
- 63. Применение права: субъекты, стадии, акты применения
- 64. Отличие государственной власти от иных форм властвования
- 65. Толкование права: направления, способы, виды
- 66. Типология государства
- 67. Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности
- 68. Состав правонарушения
- 69. Толкование права: понятие, виды, способы