10. Государство и церковь
История знает теократические и светские государства, воинственно- атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные политические системы. Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы. Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Статья 1 Билля о правах США гласит: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...".) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные концепции правопонимания
- 2. Правовой статус личности
- 3. Парламентская республика
- 4.Внутригосударственное и международное право.
- 5. Бюрократия и государство
- 6. Систематизация законодательства
- 8.Правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 9.Правовая система
- 10. Государство и церковь
- 11. Унитарное государство
- 12. Правосознание: понятие, сущность, структура, виды
- 13. Федеративное государство
- 14. Право и мораль
- 15. Функции теории государства и права
- 16. Акты Конституционного Суда рф , руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда рф и Высшего Арбитражного Суда рф в системе источников права
- 17. Президентская республика
- 18. Понятие нормативных правовых актов и их классификация
- 19. Авторитарный политический режим
- 20. Пробелы в праве, способы их восполнения
- 21. Предмет теории государства и права
- 22. Публичное и частное право
- 23. Теория разделения властей
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Методология юридической науки
- 26. Правомерное поведение: понятие, виды
- 27. Тоталитарный политический режим
- 28. Основания юридической ответственности
- 29. Теория государства и права и другие юридические науки
- 30. Понятие системы права
- 31. Государственные органы: понятие, классификация, принципы функционирования.
- 32. Понятие и виды юридической ответственности
- 33. Демократический политический режим
- 34. Меры борьбы с правонарушениями
- 35. Правовая норма: понятие и виды
- 36. Государство в политической системе общества
- 37. Государство и личность
- 38. Юридические коллизии: понятие и алгоритмы разрешения.
- 39. Роль правосознания в правотворческой и правоприменительной деятельности
- 40. Механизм государства
- 41. Конфедерация
- 42. Юридические презумпции и фикции
- 43. Суверенитет государства, нации, народа
- 44. Юридические факты: понятие, классификация
- 45. Правовой нигилизм
- 46. Социальное государство и его функции
- 47. Понятие правотворчества и его виды
- 48. Политические партии в политической системе общества
- 49. Правовая культура
- 50. Теория правового государства
- 51. Юридическая техника
- 52. Государство и самоуправление
- 53. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов
- 54. Государство и общественные объединения
- 55. Понятие и способы реализации права
- 56. Понятие, сущность и признаки государства
- 57. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 58. Понятие и структура политической системы общества
- 59. Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения
- 60. Теории происхождения государства
- 61. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание
- 62. Бюрократия и государство
- 63. Применение права: субъекты, стадии, акты применения
- 64. Отличие государственной власти от иных форм властвования
- 65. Толкование права: направления, способы, виды
- 66. Типология государства
- 67. Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности
- 68. Состав правонарушения
- 69. Толкование права: понятие, виды, способы