51. Юридическая техника
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.
Итак, юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.
Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:
1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;
5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);
6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные концепции правопонимания
- 2. Правовой статус личности
- 3. Парламентская республика
- 4.Внутригосударственное и международное право.
- 5. Бюрократия и государство
- 6. Систематизация законодательства
- 8.Правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 9.Правовая система
- 10. Государство и церковь
- 11. Унитарное государство
- 12. Правосознание: понятие, сущность, структура, виды
- 13. Федеративное государство
- 14. Право и мораль
- 15. Функции теории государства и права
- 16. Акты Конституционного Суда рф , руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда рф и Высшего Арбитражного Суда рф в системе источников права
- 17. Президентская республика
- 18. Понятие нормативных правовых актов и их классификация
- 19. Авторитарный политический режим
- 20. Пробелы в праве, способы их восполнения
- 21. Предмет теории государства и права
- 22. Публичное и частное право
- 23. Теория разделения властей
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Методология юридической науки
- 26. Правомерное поведение: понятие, виды
- 27. Тоталитарный политический режим
- 28. Основания юридической ответственности
- 29. Теория государства и права и другие юридические науки
- 30. Понятие системы права
- 31. Государственные органы: понятие, классификация, принципы функционирования.
- 32. Понятие и виды юридической ответственности
- 33. Демократический политический режим
- 34. Меры борьбы с правонарушениями
- 35. Правовая норма: понятие и виды
- 36. Государство в политической системе общества
- 37. Государство и личность
- 38. Юридические коллизии: понятие и алгоритмы разрешения.
- 39. Роль правосознания в правотворческой и правоприменительной деятельности
- 40. Механизм государства
- 41. Конфедерация
- 42. Юридические презумпции и фикции
- 43. Суверенитет государства, нации, народа
- 44. Юридические факты: понятие, классификация
- 45. Правовой нигилизм
- 46. Социальное государство и его функции
- 47. Понятие правотворчества и его виды
- 48. Политические партии в политической системе общества
- 49. Правовая культура
- 50. Теория правового государства
- 51. Юридическая техника
- 52. Государство и самоуправление
- 53. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов
- 54. Государство и общественные объединения
- 55. Понятие и способы реализации права
- 56. Понятие, сущность и признаки государства
- 57. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 58. Понятие и структура политической системы общества
- 59. Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения
- 60. Теории происхождения государства
- 61. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание
- 62. Бюрократия и государство
- 63. Применение права: субъекты, стадии, акты применения
- 64. Отличие государственной власти от иных форм властвования
- 65. Толкование права: направления, способы, виды
- 66. Типология государства
- 67. Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности
- 68. Состав правонарушения
- 69. Толкование права: понятие, виды, способы