logo search
Административное право_Бахрах, Россинский, Стар

§ 2. Понятие и особенности административно-правового принуждения

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых публичной администрацией для обеспечения правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, pea-

516 Раздел V. Административное принуждение и правонарушение

лизацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.

Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения.

Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными организациями, властные полномочия которых регулируются нормами административного права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять к виновным административные наказания, а также меру воспитательного характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.

Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.

Органы публичной исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и административного воздействия. Органы милиции, службы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения. Одна из важнейших задач системы ГУИН Минюста России — исполнение уголовных наказаний, т. е. фактическое осуществление уголовного принуждения.

В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но корректнее было бы говорить об административно-правовом. История СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правово-