logo
Административное право_Бахрах, Россинский, Стар

Глава 8. Государственная администрация

179

В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах.

Во-первых, функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход). Соответственно различают такие функции государственной администрации, как: 1) обеспечение безопасности личности, общества, государства (оборона, общественный порядок, разведка и контрразведка, охрана государственной границы и др.); 2) обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности (руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольная деятельность и др.); 3) обеспечение реализации социальной политики государства (организация образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.); 4) осуществление связей (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т. д.) с другими государствами, с международными организациями.

Во-вторых, функция понимается как один из общих способов организации, административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.

Общие функции — это всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Это устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды административной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т. д. Организационная обособлен-

180