Форма государства
Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):
следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура и объем властных полномочий, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды.
Наиболее древней из них является монархия, (от греческого monos — один и arche — власть), означающая “власть одного”, “единовластие”. Монархией называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу — монарху, получающему ее, как правило, по наследству (народ никакого участия в этом не принимает) и на всю жизнь, а не на определенный срок. Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния.
Второй основной формой правления является республика (от латинского res publika — общественное дело). Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.
необходимо установить, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его составными территориальными единицами, т.е. как функционирует власть по вертикали. Этот элемент формы государства называется формой территориального государственного устройства.
По форме государственного устройства (т.е. территориальной организации государства) различают унитарное (простое) и федеративное (сложное). Унитарным (от латинского unitas — единство) называется единое государство, территория которого для удобства управления делится только на административно-территориальные единицы (воеводства, департаменты, районы, области и т. п.), не обладающие признаками государства. Все эти территориальные единицы управляются из единого центра. В унитарном государстве создается единая централизованная структура госаппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства, т.е. имеется один парламент, один президент, одно правительство. В унитарном государстве существуют также единое законодательство, единое гражданство, единая валюта, единые налоги. Примером унитарных государств сегодня являются Польша, Франция, Литва.
Федеративным (от латинского foedus — союз) называется сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых членами (субъектами) федерации, но в каждой отдельной федерации они могут называться по-разному: штаты, земли, кантоны и др. Объединившись, члены федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации либо в специальном договоре о ее создании (федеративный договор) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Таким образом, в федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, оставшиеся в их ведении. Законы в федерации также разделяются на федеральные (в том числе конституцию федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и законы субъектов федерации, действующие только на территории того члена федерации, органами которого они приняты. При этом законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам и в первую очередь федеральной конституции. Валюта в федерации едина, а гражданство — двойное, так как гражданин субъекта федерации одновременно является и гражданином федерации в целом. В настоящее время федерациями являются США, Германия, Индия, Россия.
От федерации следует отличать конфедерацию (от латинского соп-foederatio — сообщество), представляющую союз суверенных государств, заключенный ими для достижения каких-либо ограниченных целей (например, совместного решения экономических проблем, обороны). Однако при этом новое государство, в отличие от федерации, не создается. Поэтому государства, вошедшие в конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет. В конфедерации нет единой территории, единого гражданства и валюты. У субъектов конфедерации сохраняются свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, своя конституция. Они продолжают самостоятельно осуществлять всю полноту власти на своей территории. Общие органы могут создаваться, но принятые ими решения должны быть утверждены (ратифицированы) высшими органами власти субъектов конфедерации и только после этого действуют на их территории. Выход из конфедерации может осуществляться в одностороннем порядке. История показывает, что конфедерации как непрочные объединения государств не существуют длительное время. Они либо распадаются по достижении поставленных целей, либо превращаются в более прочный союз — федерацию, как это было в США, бывших в начале (с 1776 по 1787 г.) конфедерацией.
следует уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Этот элемент формы государства называют государственным (политическим) режимом. Все государственные (политические) режимы принято делить на демократические и антидемократические.
При демократическом режиме (от греч. demos — народ и kratos — власть) народ признается источником власти, поэтому основные органы власти (такие как парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер, они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время используются и институты прямой (непосредственной) демократии, когда население само принимает те или иные решения, например, путем всенародного голосования, которое называется референдумом (именно так была принята в 1993 г. действующая Конституция Российской Федерации).
Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, равный доступ для всех граждан и их общественных организаций к участию в государственных и общественных делах. При этом режиме существует многопартийность, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие.
Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения.
Все антидемократические режимы объединяет то, что народ не признается источником власти и отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Различают такие виды недемократических режимов как тоталитарный и авторитарный. При тоталитарном режиме (от латинского totalis — весь, полный) государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере — существует одна правящая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.
Экономика в основном ориентирована на военную промышленность, т.е. происходит ее милитаризация.
Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм, т.е. выделение вождя, личность которого по сути обожествляется, так как в массовом сознании с помощью средств информации насаждаются представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует одна официальная идеология, насаждаемая с помощью эффективной пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие не допускается. Все общественные организации действуют под строгим контролем со стороны государства. Права и свободы личности грубо нарушаются. Власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.
Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим, при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Обосновывается это тем, что признанная высшей нация (раса) достойна лучшей жизни, чем другие — неполноценные, и поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат уничтожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.
Авторитарным (от латинского autoritas — власть, влияние) в соответствии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное отличие его от тоталитарного режима заключается в том, что государство уже не осуществляет полного контроля над обществом. В частности, в экономической сфере допускаются иные, помимо государственной, формы собственности, в том числе частная. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Происходит оживление товарно-денежных отношений.
Одновременно наблюдается некоторое смягчение методов осуществления государственной власти: не проводятся массовые репрессии, в ограниченных пределах, но допускается инакомыслие, критика власть предержащих, борьба политических партий в парламенте. Однако серьезная оппозиция еще запрещена. Личные права и свободы уже формально провозглашаются, но фактически воспользоваться ими еще весьма затруднительно, так как они не защищаются и не га- рантируются государством.
Как правило, при авторитарном режиме складываются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки. Это объясняется тем, что сильная власть необходима лидеру- реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления им (Германия, Италия, Испания, Греция, Чили и др.).
- Правоведение
- Тема 1. Государство
- Понятие и социальное назначение государства. Его функции
- Внутренние функции:
- Форма государства
- Тема 2. Право
- Право в системе социальных норм
- Нормы права
- Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты
- Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
- Система права
- Тема 3. Правоотношение
- Структура правоотношения
- Юридические факты
- Юридические факты делят также на события и действия.
- Понятие правонарушения. Его юридический состав
- Виды правонарушений
- Понятие и виды юридической ответственности
- Тема 4. Основы государственного (конституционного) права россии
- Конституция рф как Основной Закон характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
- Этапы конституционного развития России
- Основы правового статуса человека и гражданина
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- Гарантированности прав и свобод.
- Гражданство
- Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Тема 5. Система органов государственной власти в российской федерации
- Понятие и виды государственных органов
- Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право
- Тема 6. Основы административного права российской федерации
- Административного принуждения.
- Основные субъекты административного права
- Однако динамика и деятельность органов исполнительной власти проявляются главным образом в двух сферах: в сфере государственного управления и в сфере охраны общественного порядка.
- Деятельность по охране общественного порядка
- Административное принуждение
- Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения:
- Административная ответственность
- Административным законодательством установлены следующие административные взыскания:
- Государственный контроль. Административная юстиция
- Тема 7. Основы гражданского права российской федерации
- 7.1. Понятие, законодательство и система гражданского права
- Гражданское правоотношение
- Сделки. Представительство. Исковая давность
- Право собственности. Право интеллектуальной собственности
- Право интеллектуальной собственности
- Обязательственное право.
- В ст. 329 гк установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами.
- Договорные обязательства
- Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения
- Тема 8. Основы уголовного права российской федерации
- Уголовный закон
- Уголовный кодекс представляет собой систематизированное изложение норм уголовного права. Он состоит из двух частей: Общей и Особенной, объединяющих 12 разделов, 34 главы и 360 статей.
- 3. Понятие преступления
- Понятие уголовной ответственности, ее основание
- Итак, состав преступления — совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.
- Ответственность несовершеннолетних
- Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния
- Соучастие в преступлении
- Понятие и цели наказания
- Система и виды наказания
- Характеристика Особенной части ук рф
- Раздел IX (главы 24—28) ук рассматривает преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
- Посягательство на конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду (ст. 282 ук);
- Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан
- Глава 17 ук устанавливает уголовную ответственность за посягательства на свободу, честь и достоинство личности. Преступления против свободы личности:
- Уголовная ответственность за преступления против собственности
- Тема 9. Основы семейного права российской федерации
- Заключение брака.
- Прекращение брака
- Недействительность брака
- Установление происхождения детей.
- Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Права и обязанности супругов, родителей и детей.