logo
Правоведение

Основные субъекты административного права

В исполнительной власти реализуется подлинная сущность управления обществом, и без нее функционирование государства немыслимо. Эта власть имеет универсальный характер во времени и пространстве. В то время как законодательные и судебные органы могут функционировать периодически — первые во время сессий, а вторые при наличии преступлений и имущественных конфликтов, — исполнительная власть функционирует постоянно и на любой территории, где проживают относительно компактные массы людей (села, поселки, города).

Внешне исполнительная власть представлена системой органов государственного и муниципального управления, к которым относятся: Правительство РФ и правительства республик в составе Федерации, федеральные и республиканские министерства и государственные комитеты, администрация краев и областей, местных органов управления, государственных учреждений и предприятий. Очень значительна роль Президента РФ в деятельности исполнительной власти, который формирует Правительство РФ, имеет право председательствовать на его заседаниях, отменять его постановления.

Органы исполнительной власти складываются из структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов), каждое из которых представляет совокупность должностей, занимаемых государственными и муниципальными служащими.

Каждый орган исполнительной власти, будь то министерство, департамент, мэрия или их подразделения, функционирует благодаря служащим. Корпус государственных и муниципальных служащих характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Ведь, по существу, работают, не учреждения, а находящиеся в них люди.

Однако как бы ни была хорошо продумана система органов исполнительной власти, каково бы ни было качество работающего состава служащих, исполнительная власть может функционировать только при наличии у органов и должностных лиц административных полно- мочий, основу которых образует право принимать и увольнять работников, продвигать их по служебной лестнице, отдавать распоряжения и контролировать их выполнение, поощрять и наказывать, применять принуждение, использовать в предусмотренных законом случаях силовые структуры.

Властные полномочия, получаемые исполнительной властью, определяют две стороны ее деятельности. Первая показывает данную власть как вторичную по отношению к законодательной, как исполняющую принятые законы; вторая сторона характеризует исполни- тельную власть как распорядительную, издающую для достижения поставленных целей властные предписания: постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.

Существенным признаком исполнительной власти является ее предметный характер. Законодательная власть реализуется в форме издания законов и контроля за органами исполнительной власти. Депутат Государственной Думы обладает правом законодательной ини- циативы, имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, но архимедовых рычагов, с помощью которых можно управлять коллективами людей, использовать материальные средства, здания, транспорт, депутат не имеет. Такие возможности есть у исполнительной власти, которая опирается на обширные территории, контингенты людей, финансовые ресурсы, использует механизмы служебных продвижений и поощрений. Кроме того, в руках органов исполнительной власти находятся силовые структуры: армия, МВД, госбезопасность. Этот аспект делает ее источником опасности для общества.

Именно поэтому юридические нормы ставят пределы исполнительной власти, накладывают на нее определенные правовые ограничения. Например, акты Правительства РФ, признанные Конституционным Судом РФ незаконными, утрачивают силу. Но правовые нормы не только ставят пределы полномочиям органов исполнительной власти, но и обязывают их отвечать за свои действия. Согласно Конституции РФ Государственная Дума рассматривает отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета, проводит парламентские слушания и может просить выступить на них министра по вопросам его деятельности, выражает недоверие Правительству. Поэтому связанность законом и ответственность за свою деятельность — существенные черты исполнительной власти.

Исполнительная власть по масштабам воздействия является вездесущей, и ее присутствие обнаруживается во всех областях человеческого существования, она из трех ветвей государственной власти — ближе всего к населению. Гражданин может в течение жизни не иметь дела с судом и с представительными органами, но ему трудно и даже невозможно избежать связей с административными учреждениями и их должностными лицами: с участковым уполномоченным, почтой и телефоном, инспектором ГАИ, работником собеса. Административное правоотношение «орган исполнительной власти — гражданин» является одним из самых распространенных, ежедневно повторяющихся и типичных в социальной жизни.