Основные субъекты административного права
В исполнительной власти реализуется подлинная сущность управления обществом, и без нее функционирование государства немыслимо. Эта власть имеет универсальный характер во времени и пространстве. В то время как законодательные и судебные органы могут функционировать периодически — первые во время сессий, а вторые при наличии преступлений и имущественных конфликтов, — исполнительная власть функционирует постоянно и на любой территории, где проживают относительно компактные массы людей (села, поселки, города).
Внешне исполнительная власть представлена системой органов государственного и муниципального управления, к которым относятся: Правительство РФ и правительства республик в составе Федерации, федеральные и республиканские министерства и государственные комитеты, администрация краев и областей, местных органов управления, государственных учреждений и предприятий. Очень значительна роль Президента РФ в деятельности исполнительной власти, который формирует Правительство РФ, имеет право председательствовать на его заседаниях, отменять его постановления.
Органы исполнительной власти складываются из структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов), каждое из которых представляет совокупность должностей, занимаемых государственными и муниципальными служащими.
Каждый орган исполнительной власти, будь то министерство, департамент, мэрия или их подразделения, функционирует благодаря служащим. Корпус государственных и муниципальных служащих характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Ведь, по существу, работают, не учреждения, а находящиеся в них люди.
Однако как бы ни была хорошо продумана система органов исполнительной власти, каково бы ни было качество работающего состава служащих, исполнительная власть может функционировать только при наличии у органов и должностных лиц административных полно- мочий, основу которых образует право принимать и увольнять работников, продвигать их по служебной лестнице, отдавать распоряжения и контролировать их выполнение, поощрять и наказывать, применять принуждение, использовать в предусмотренных законом случаях силовые структуры.
Властные полномочия, получаемые исполнительной властью, определяют две стороны ее деятельности. Первая показывает данную власть как вторичную по отношению к законодательной, как исполняющую принятые законы; вторая сторона характеризует исполни- тельную власть как распорядительную, издающую для достижения поставленных целей властные предписания: постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.
Существенным признаком исполнительной власти является ее предметный характер. Законодательная власть реализуется в форме издания законов и контроля за органами исполнительной власти. Депутат Государственной Думы обладает правом законодательной ини- циативы, имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, но архимедовых рычагов, с помощью которых можно управлять коллективами людей, использовать материальные средства, здания, транспорт, депутат не имеет. Такие возможности есть у исполнительной власти, которая опирается на обширные территории, контингенты людей, финансовые ресурсы, использует механизмы служебных продвижений и поощрений. Кроме того, в руках органов исполнительной власти находятся силовые структуры: армия, МВД, госбезопасность. Этот аспект делает ее источником опасности для общества.
Именно поэтому юридические нормы ставят пределы исполнительной власти, накладывают на нее определенные правовые ограничения. Например, акты Правительства РФ, признанные Конституционным Судом РФ незаконными, утрачивают силу. Но правовые нормы не только ставят пределы полномочиям органов исполнительной власти, но и обязывают их отвечать за свои действия. Согласно Конституции РФ Государственная Дума рассматривает отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета, проводит парламентские слушания и может просить выступить на них министра по вопросам его деятельности, выражает недоверие Правительству. Поэтому связанность законом и ответственность за свою деятельность — существенные черты исполнительной власти.
Исполнительная власть по масштабам воздействия является вездесущей, и ее присутствие обнаруживается во всех областях человеческого существования, она из трех ветвей государственной власти — ближе всего к населению. Гражданин может в течение жизни не иметь дела с судом и с представительными органами, но ему трудно и даже невозможно избежать связей с административными учреждениями и их должностными лицами: с участковым уполномоченным, почтой и телефоном, инспектором ГАИ, работником собеса. Административное правоотношение «орган исполнительной власти — гражданин» является одним из самых распространенных, ежедневно повторяющихся и типичных в социальной жизни.
- Правоведение
- Тема 1. Государство
- Понятие и социальное назначение государства. Его функции
- Внутренние функции:
- Форма государства
- Тема 2. Право
- Право в системе социальных норм
- Нормы права
- Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты
- Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
- Система права
- Тема 3. Правоотношение
- Структура правоотношения
- Юридические факты
- Юридические факты делят также на события и действия.
- Понятие правонарушения. Его юридический состав
- Виды правонарушений
- Понятие и виды юридической ответственности
- Тема 4. Основы государственного (конституционного) права россии
- Конституция рф как Основной Закон характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
- Этапы конституционного развития России
- Основы правового статуса человека и гражданина
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- Гарантированности прав и свобод.
- Гражданство
- Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Тема 5. Система органов государственной власти в российской федерации
- Понятие и виды государственных органов
- Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право
- Тема 6. Основы административного права российской федерации
- Административного принуждения.
- Основные субъекты административного права
- Однако динамика и деятельность органов исполнительной власти проявляются главным образом в двух сферах: в сфере государственного управления и в сфере охраны общественного порядка.
- Деятельность по охране общественного порядка
- Административное принуждение
- Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения:
- Административная ответственность
- Административным законодательством установлены следующие административные взыскания:
- Государственный контроль. Административная юстиция
- Тема 7. Основы гражданского права российской федерации
- 7.1. Понятие, законодательство и система гражданского права
- Гражданское правоотношение
- Сделки. Представительство. Исковая давность
- Право собственности. Право интеллектуальной собственности
- Право интеллектуальной собственности
- Обязательственное право.
- В ст. 329 гк установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами.
- Договорные обязательства
- Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения
- Тема 8. Основы уголовного права российской федерации
- Уголовный закон
- Уголовный кодекс представляет собой систематизированное изложение норм уголовного права. Он состоит из двух частей: Общей и Особенной, объединяющих 12 разделов, 34 главы и 360 статей.
- 3. Понятие преступления
- Понятие уголовной ответственности, ее основание
- Итак, состав преступления — совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.
- Ответственность несовершеннолетних
- Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния
- Соучастие в преступлении
- Понятие и цели наказания
- Система и виды наказания
- Характеристика Особенной части ук рф
- Раздел IX (главы 24—28) ук рассматривает преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
- Посягательство на конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду (ст. 282 ук);
- Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан
- Глава 17 ук устанавливает уголовную ответственность за посягательства на свободу, честь и достоинство личности. Преступления против свободы личности:
- Уголовная ответственность за преступления против собственности
- Тема 9. Основы семейного права российской федерации
- Заключение брака.
- Прекращение брака
- Недействительность брака
- Установление происхождения детей.
- Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Права и обязанности супругов, родителей и детей.