logo search
ГП для госов

Договор перевозки грузов: понятие, элементы, содержание, виды. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа.

В соответствии с п. 1 ст. 785 Гражданского Кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 Гражданского Кодекса, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ, ст. 105 ВК. Выдача перевозчиком документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, предполагает сдачу ему груза отправителем, поэтому такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 Гражданского Кодекса, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов – возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам. При заключении данного договора грузоотправитель заполняет перевозочный документ установленной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик - транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель - законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 Гражданского Кодекса), в связи с чем грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства – требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 Гражданского Кодекса), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 Гражданского Кодекса, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 Гражданского Кодекса перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Основания ответственности. Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, наступает в соответствии с общими принципами гражданско-правовой ответственности и, в частности, в соответствии с принципом вины, закрепленным Основами гражданского законодательства.

Вина как основание ответственности перевозчика выражается в формуле: "...если перевозчик не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело". Далее приводится примерный** перечень таких обстоятельств. К их числу в соответствии со ст. 148 УЖД, например, относятся: вина грузоотправителя или грузополучателя; особые свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены …продолжение…

продолжение №55… по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути следования; сдача груза к перевозке без указаний в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Примерно аналогичным образом решается этот вопрос на автомобильном, внутренневодном, воздушном транспорте. Несколько иначе обстоит дело на морском транспорте, где в соответствии со ст. 160 КТМ перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение груза, если не докажет, что это произошло не по его вине, в частности, вследствие: непреодолимой силы; опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах; спасения человеческих жизней, судов и грузов; пожара, возникшего не по вине перевозчика;

В транспортных уставах и кодексах могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика возлагается на получателя или отправителя груза. На примере железнодорожного транспорта бремя доказывания вины перевозчика возлагается на клиентуру перевозчика в случаях, перечисленных в ст. 149 УЖД, которая устанавливает, в отличие от ст. 148 УЖД, исчерпывающий перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Принцип ответственности за вину распространяется и на случаи перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. В соответствии со ст. 119 УЖД и соответствующими статьями других транспортных уставов и кодексов ответственность за сохранность груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей. После перевалки груз принимается под полную ответственность принявшего его перевозчика.

Правила о виновной ответственности в договоре перевозки грузов распространяются и на клиентуру перевозчика.

Пределы ответственности. На всех видах транспорта установлены нормы, в силу которых ответственность за несохранность груза ограничена пределами тех сумм, на которые понизилась стоимость груза в результате повреждения или порчи его. За утрату или недостачу груза ответственность установлена в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза. Таким образом, убытки, причиненные грузоотправителю или грузополучателю, не возмещаются (ст. 6 Основ).

Ответственность за просрочку доставки груза определена транспортными уставами и кодексами. Ответственность наступает в случаях нарушения перевозчиком установленных сроков доставки груза в пункт назначения. Если срок доставки не установлен, стороны вправе предусмотреть его в договоре (ст. 103 Основ).

На всех видах транспорта за просрочку в доставке груза уплачивается штраф грузополучателю, если просрочка произошла по вине перевозчика.

Объем ответственности перевозчика за просрочку в доставке грузов ограничивается взысканием штрафных санкций. Убытки, вызванные нарушением сроков перевозки, взысканию не подлежат.