logo search
политологияшпора побилетам

2. Содержание и формы гражданского общества в социально-политической сферы.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает: общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллек­тивах; негосударственные средства массовой информации.

Включает ли данная сфера политические партии ? Однознач­ного ответа нет. Дело в том, что если какая-либо политическая партия является правящей и, следовательно, вливается в государ­ственную структуру, во властные органы государства, она, разу­меется, не есть субъект гражданского общества. Пример КПСС в бывшем СССР. В то же время в условиях многопар­тийности те политические партии (иногда их десятки), которые не находятся у власти, вполне отвечают критериям субъектов гражданского общества. Они являются негосударственными объ­единениями (организациями), существуют независимо от госу­дарства и стремятся к реализации своих интересов.Организации и объединения социально-политической сферы гражданского общества создаются и действуют, как и все субъ­екты гражданского общества, на основе общественной инициа­тивы. Свои социальные интересы стремятся реализовать через данные организации и предприниматели, и наемные рабочие. Союзы предпринимателей отражают главным образом кол­лективные интересы собственников, связанные с использова­нием наемного труда. Эти интересы касаются стремления к мирному урегулированию трудовых конфликтов, предотвра­щения забастовок, убеждения (и стимулирования) рабочих не вступать в профсоюзы. Предпринимательские союзы стре­мятся к проведению единой политики в отношении уровня заработной платы, продолжительности рабочей недели и в отношении многого другого.Социальные интересы трудящихся тесно связаны с эконо­мическими. Нередко социальные формы являются средством до­стижения экономических интересов. Одной из таких форм, соз­данных на основе общественной инициативы, является широко развитое во всех демократических странах рабочее представи­тельство на предприятиях, то есть организации и объединения рабочих в целях реализации разного рода их интересов. Оно во всех демократических странах признано законным, функциони­рует легально, его члены защищены юридически от преследова­ний и увольнений.

3. Понятие “партийная система”. Какие характеристики лежат в основе классификации партийных систем?

В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система (ПС), под кот понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Для хар-ки ПС-м используются различные качественные (н/р полит режим, в рамках кот функционирует ПС; в соответствии с этим ПС-мы: демократические, авторитарные, тоталитарные) и количественные хар-ки. Наиболее распространенная классификация ПС-м в соответствии с количественным критерием:

- система с одной партией. Данная партия монополизирует полит деятельность, превращается в руководящую силу гос-ва. Другие партии запрещены.

- система с партией, осуществляющей гегемонию. Формально функционирует несколько ПП-ий, однако лишь одна находится у власти. Другие ПП-ии поддерживают её, не допуская никакой оппозиции (В Китае: компартия + 4 ПП-ии).

- система с доминирующей партией. Возможности всех партий одинаковы, однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия (До недавнего времени Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс).

- двухпартийная система. Независимо от кол-ва партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти (В США: Республиканская и Демократическая партия). Двухпартийная система – результат длительного отбора и консолидации полит сил.

- система ограниченного плюрализма. Один из видов многопартийных систем, главный признак – ориентированность всех составляющих ей партий на участие в правительстве (Бельгия). Различия в части идеологической направленности невелики.

- система крайнего плюрализма. В неё входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя; оппозиционные партиирасполагаются с двух сторон от правительства (критикуют правительство справа и слева, а также друг друга). В такой системе одна или группа партий занимают позицию “центра”.

- атомизированная партийная система (Малайзия, Боливия).

Данная семиступенчатая система введена в научный оборот итальянским политологом Жд. Сартори.

Перечисленные ПС-мы сводятся к трем типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

4. На основе сравнительного анализа мажоритарной и пропорциональной избирательных систем раскройте их достоинства и недостатки, которые проявляются в процессе волеизъявления граждан и выражения их интересов.

Мажоритарная система: В ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильно правительства. Такая система позволяет крупным хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства, способные проводить твердую государственную политику (США, Англия).

Пропорциональная система: При проп. избир. системе возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой, создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами; правительства, созданные на такой основе отличаются нестабильностью).Мажоритарная система: При данной системе распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов, голоса же, отданные всем кандидатам, во внимание не принимаются и в этом случае пропадают.

Пропорциональная система:К достоинствам проп. системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил, т.е. учитываются голоса, отданные всем избирателям. Мажоритарная система:При мажор. системе, обычно возникают и упрочиваются непосредсвенные связи между кандидатом (а в будущем, депутатом) и избирателями. Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избир. округах, интересы избирателей, лично знакомы с наиболее активными представителями, а, следовательно, и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.Пропорциональная система:При проп. избир. системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая.

Мажоритарная система:Мажор. система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах двух- или трехпартийных систем.

Пропорциональная система:Данная система способствует развитию многопартийности.Мажоритарная система:Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти.Пропорциональная система:При использовании проп. избир. системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп.Мажоритарная система:

При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.Пропорциональная система:Проп. избир. система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

Билет №20.