2. Какими личными и профессиональными качествами должен обладать п лидер?
три аспекта определяющими: личностные черты лидеров; инструменты осуществления ими власти; ситуация, с которой сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление п лидера, эффективность и результативность его деят-ти.
Не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, кот обладали бы все выдающиеся п лидеры.
Маргарет Тэтчер. Обнаружила раннее увлечение и пристрастие к политике. Уже в Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. Обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Человек огромной работоспособности.
Всю совокупность отличительных качеств лидера можно объединить в 3 большие группы: природные, нравственные, профёссиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция. Американский президент Линдон Джонсон, автор программы борьбы с бедностью, уделял большое внимание опросам обществ мнения. О нем в шутку говорили, что он носит в кармане результаты самого последнего опроса. В период его президентства значительное число опросов свидетельствовало о поддержке большинством американцев войны во Вьетнаме. Однако Линдон Джонсон решил не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 1968 г. отчасти и из-за своей непопулярности в связи с войной. Он понимал, что опросы не могли отразить всю сложность настроений американцев в связи с данной войной. Дальнейшие события показали, что п чутье не подвело Л.Джонсона. Манифестанты — противники войны добились того, что к моменту выборов обществ мнение было расколото и демократы потерпели поражение на выборах 1968 г.
Нравственные качества п лидеров. Они называли среди этих качеств благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
К сожалению, не всегда п лидерам присущи высокие нравственные качества. Говоря о моральных качествах п лидера, нельзя не упомянуть то обстоятельство, что XX век познакомил человечество с явлением отрицательного лидерства. В современном мире значение морального фактора неизмеримо возросло. Это связано с появлением оружия массового уничтожения, опасностью возникновения даже локальных военных конфликтов. Процессы демократизации современного об-ва, повышение общей п культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы средства п правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые п решения, честность и неподкупность, забота о людях - вот главные нравственные черты и качества, кот должны быть присущи современному п лидеру.
Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, п мудрость, компетентность, профессионализм в принятии п решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к обществ и гос деят-ти.
Крупный п лидер - это всегда смелая, яркая личность. Это человек, умеющий завоевывать популярность благодаря не только коммуникабельным и ораторским способностям, но и умению выражать запросы и интересы людей. Ведь без широкой поддержки и постоянного контакта с народом п лидер мало чего добьется. Среди профессиональных качеств п лидера очень важными являются готовность к компромиссам, дипломатичность. Поскольку п лидер в решении тех или иных проблем всегда испытывает определенное давление различных п сил, заинтересованных сторон, он должен проявлять большую гибкость, умение маневрировать между полярными силами, быть готовым к восприятию различных точек зрения, предложений и требований.
Однако не только личностные качества определяют положение лидера. Еще 2 аспекта обусловливают эффективность и результативность его деятельности. Это - инструменты, кот пользуется лидер для осуществления власти, и ситуация, с кот он сталкивается.
"Инструменты власти" - условное название. Речь идет о том, на что может опираться п лидер в достижении поставленных им целей. Это - п партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информ, т.е. все то, что может создать условия для контактов п лидера с народными массами. Эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы противодействующие позиции и выполнению поставленных п лидером задач. История знает немало тому примеров.
Ситуация, с кот сталкивается п лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
- 1. Предмет политологии. Охарактеризуйте основное содержание изучаемых ею основных закономерностей развития политической сферы общества.
- 3. Понятие “власть”, причины и условия ее происх-я. Отличительные признаки политической власти.
- 4. Понятие “лидерство”. Природа и сущность лидерства в обществе. Особенности политического лидерства.
- 1. Сущность и природа элиты как социального явления, условия и факторы происхождения.
- 2. Дайте опред гос: как полит. Общности и как центрального полит инст-та общ-ва. В чем сходство и различие данных определений? Какие признаки гос в них отражены?
- 4. Дайте определение понятия “гражданское общество”. Раскройте характерные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политический режим, в котором формируется гражданское общество?
- 1. Дайте определение понятия “политическая партия”.
- 3.Понятие политическая культура, ее структурные элементы. Назовите критерии высокой политической культуры.
- 4. Понятие “политическая идеология”. Раскройте существенные характеристики политической идеологии, ее роль и функции в обществе. Назовите основные политические идеологии современности.
- 1.Политические процессы
- 2. Задачи политологии и ее взаимодействие с другими общественными науками.
- 3. Какая категория политологии отражает системообразующее отношение (ядро) политической системы? Аргументируйте свой ответ.
- 1. Взаимосвязь политической и экономической власти. Верно ли утверждение, что политическая власть оказывает значительное воздействие на экономическое развитие страны? Дайте аргументированный ответ.
- 2. Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия политического лид-ва от др. Его форм? Факторы, определяющие характер политического лидерства.
- 3. Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “полит элита”.
- 4. Перечислите и раскройте содержание основополагающих характеристик гос как полит инст-та.
- Билет №6
- 1)Критерии классификации политических режимов и их типология. Приведите примеры.
- 2)Факторы и условия определяющие процесс
- 4)Основные типы избирарельных систем дайте их краткую характеристику, приводя примеры стран, в которых они используются. К какому типу относится избирательная система рф?
- 4. Какие основные вопросы и проблемы, исследуемые политологией , нашли отражение в изучнном вами учебном курсе?
- 3. Расскройте взаимосвязь понятий: «полит процесс», «политическая система», «частный политический процесс» и «подсистема политической системы».
- 1.Понятие «система». Какие познавательные возможности создаёт использование данного понятия в политологии?
- 3.Раскройте содержание тезиса о том, что политическое лидерство есть проявление властных отношений в обществе. Сходство и различия между отношениями политического лидера и политической власти.
- 4.Понятие “властвующая элита”, её сущность, структура, характерные черты.
- 1.Основные элементы и функции государства.
- 3.Структура гражданского общества и выполняемые им функции. В чём состоит основная функция гражданского общества и как она соотноситься с главными.
- 4.Основные функции полит. Партий. В чем проявляются положительная и отрицательная роль партий в обществе?
- Содержание и принципы мажоритарной избирательной системы, её разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.
- 3.Раскрой соотношение и взаимосвязь между основными функциями политической идеологии. Какие из них приобретают первостепенное значение в процессе демократических преобразований в стране?
- 1. Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая как система. Каковы ее отличительные характеристики?
- 2. Дайте общую характеристику системы методов исследования, используемых в политологии.
- 3. Структура политической власти. Определение и характерные черты её Осн структурных компонентов.
- 4. Понятия “лидер” и “политическое лидерство”
- 1. Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “полит элита”.
- 2. Понятие “форма правления”. Какие основн формы правления сущ в соврем мире? Назовите их признаки.
- 3. Взаимоотношения между понятиями “дем полит режим”, “демократия”, “правовое гос-во”
- 4. Понятие “го” и его структура. Раскройте содержание и формы деятельности организаций го в экономической сфере
- 1. Роль политических партий в процессе взаимодействия между гражданским обществом и гос-вом. Какие специфические черты и ф-ии партий позволяют им играть эту роль.
- 2. Содержание и принципы пропорциональной избир. Системы, ее основные разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.
- 3. Понятие “Политическое участие”. Какие его формы имеют место в современном мире?
- 1. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 2. Взаимодействие политической системы с другими общественными системами.
- 3. Эмпирические методы и приемы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятие “п лидер”. Что отличает п лидера от лидеров в др обл обществ жизни?
- 2. Понятие “политическая элита”, её характерные черты, структура и основные функции в обществе.
- 3. Республиканская форма правления, характерные признаки и современные ее разновидности.
- 3. Содержание и принципы смешанной избир. Системы, ее основные достоинства. Приведите примеры стран, в которых она используется.
- 4. Содержание и взаимосвязь основных функций политической культуры.
- 2. Содержание общего политического процесса. Особенности. Тенденции развития
- 2. Какими личными и профессиональными качествами должен обладать п лидер?
- 3. Развернутая характеристика качеств членов полит элиты и элиты в целом. В чем проявляется противоречивость роли полит элиты и двойственность её воздействия на жизнь оющества.
- 4. Республиканская форма правления. Сравнительный анализ президентской и парламентской республики. Примеры стран.
- 2. Содержание и формы гражданского общества в социально-политической сферы.
- 1.Понятие политическая субкультура. Типология, основные современные субкультуры.
- 3. Эволюционная форма политического процесса.
- 1Приведите сравнительный анализ институционального..
- 2. Роль нравственных качеств политического лидера…
- 3.Формы проявления взаимосвязи и взаимодействия политической и экономической элиты.
- 4. Понятие”республиканская форма правления”…
- 1.Раскройте специфические черты и особенности коммуникативного….
- 2.Взаимодействие гражданского общества и государства…..
- 3.Расскройте взаимосвязь партийной системы с типом….
- 4.Содержание и принципы избирательной…
- 2. Основные черты идеологи неоконсерватизма, ее отличие то идеологии консерватизма.
- 4. Понятие политика. Кто является субъектом политики? Аргументируйте свой ответ.
- 1. Раскройте основные положения нормативно-ценностного, исторического и сравнительного подходов, как методов исследования, используемые в политологии.
- 2. Типология п лидерства. Приведите конкретные пр различных типов п лидеров.
- Билет 25
- 1 Формы взаимодействия государства и гражданского общества в демократических странах?
- 3. Понятие предвыборной кампании, ее цели и задачи, организация, финансирование, основные этапы.
- 4. Раскройте основные пути и способы формирования полит культуры, а также факторы и условия, кот определяют ее содержание.
- 1. Основные черты социал-демократической идеологии, ее идейные истоки, ключевые идеи и их эволюция. Назовите представителей социал-демократической идеологии.
- 2. Проведите сравнительный анализ эволюционной и революционной форм политического процесса с точки зрения эффективности функционирования политической системы и стабильности развития общества в целом.
- 3. Приведите известные Вам определения политики. Какое из них с Вашей точки зрения наиболее полно отражает содержание этого понятия….
- 4. Раскройте основные положения нормативно-ценностного, исторического и сравнительного подходов, как методов исследования, используемых в политологии.
- 1.Функции полит. Власти:
- 2. Оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти.
- 2. Основные функции полит. Лидеров. Факторы, оказывающие воздействие на выполнение этих функций.
- 3.Объясните, что такое “номенклатурный отбор” политической элиты. В чём проявляется действие механизма “антиселекции”…
- 4. Приведите класификацию форм гос. Устройства….
- 1.Отличия авторитарного режима от тоталитарного.
- 2. Взаимодействие гражданское общество и государство…
- 3.Понятие “общественно-политическое движение”…
- 4.Раскройте взаимосвязь между избирательной системой и типом партийной системы…
- Роль и значение полит. Культуры в избирательном процессе. Включая предвыборную кампанию. Приведите конкретные примеры из современной полит. Практики России.
- 2.Основные черты социал-демократической идеологии, ее идейные истоки, ключевые идеи и их эволюция. Назовите представителей социал-демократической идеологии.
- 3. Понятие “политический кризис”. Раскройте его характерные черты. Каковы основные пути его преодоления?
- 4. Соотношение понятий политика и политическая система общества .
- 1. Раскройтен основные положения системного подхода, как метода исследования, используемого в политологии.
- Дайте развёрнутую характеристику новых тенденций в развитии полит. Власти. Каковы специфические особенности проявления тих тенденций в России?
- 3.Современные тенденции в развитии политического лидерства. Приведите примеры действий из России.
- 4. Назовите основные теории элит. Какое фундаментальное положение их объединяет и обосновывает существование элиты в обществе.