50. Правовой статус прокурора.
1)ФЗ «О прокуратуре», Кодекс этики прокурорского работника устанавливают определённые требовании, запреты и ограничения для прокурорских работников, например:
а)неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ФКЗ и ФЗ, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ, руководствоваться правилами поведения, установленными Кодексом прокурорской этики и Присягой прокурора;
б)в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;
в)повышать профессиональную квалификацию (не реже одного раза в пять лег), общеобразовательный и культурный уровень;
г)не могут быть членами выборных или иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
е)не вправе совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);
ж)не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;
з)не могут замещать свои должности в случае их избрания депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления.
На период осуществления соответствующих полномочий службу в органах и организациях прокуратуры приостанавливается.
и)не могут приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
2)прокурорским работникам присваиваются классные чина: юрист 3, 2, 1 класса, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, государственный советник юстиции 3, 2, 1 класса
Сотрудникам военной прокуратуры присваиваются воинские звания, соответствующие классным чинам (например, лейтенант юстиции = юрист 3 класса, подполковник юстиции - советник юстиции).
Классный чин присваивается в зависимости от должности, стажа работы и результатов аттестации. Установлены определенные сроки пребывания в соответствующем классном чине (воинском звании).
3)Прокурорские работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (для сотрудников военной прокуратуры - воинских званий), а также имеющие классные чины, подлежат аттестации не реже одного раза в 5 лет.
Первичная аттестация прокуроров, имеющих законченное высшее юридическое образование, производится не ранее чем через 6 месяцев работы.
Может быть назначена досрочная аттестация (например, при выдвижении на вышестоящую должность или в случае систематического нарушения служебных обязанностей).
4)Прокурорские работники осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
5)Перевод прокурорских работников в интересах службы в другую местность допускается только с согласия работника, а перевод по инициативе работника на службу в другую местность допускается по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры,
6)За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой сложности или важности предусмотрено применение мер поощрения (например, объявление благодарности награждение Почетной грамотой, ценным подарком, выдача денежной премии, досрочное присвоение чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного).
7)За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, предусмотрено наложение дисциплинарных взысканий (например, замечание, выговор, понижение в классном чине, увольнение из органов прокуратуры).
8)Предельный возраст пребывания на службе прокурорских работников - 65 лет.
Допускается продление срока нахождения на службе по решению руководителя
соответствующего органа или учреждения прокуратуры.
Продление срока нахождения на службе прокурорского работника при наличии у него заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей, а также работника, достигшего возраста 70 лег, не допускается.
9)Прекращение службы в органах и организациях прокуратуры возможны в следующих случаях:
-по собственному желанию прокурорского работника
-в связи с выходом в отставку
по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.
10)Возбуждение уголовных дел в отношении прокуроров и их расследование относится к компетенции Следственного комитета РФ, кроме случаев, когда они были застигнуты при совершении преступления (на период расследования они отстраняются от должности)
Уголовное дело в отношении Генерального прокурора РФ возбуждает Председатель Следственного комитета РФ на основании заключения трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора признаков преступления.
В отношении остальных прокуроров дело возбуждает вышестоящий руководитель следственного органа Следственного комитета РФ.
11)Задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого транспорта не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц или задержании при
12)Федеральным законом «О прокуратуре» предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты прокуроров.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты