10.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно‑территориальных образованиях
Особым видом муниципальных образований являются закрытые административно‑территориальные образования (ЗАТО). В соответствии с законом о местном самоуправлении (2003) ЗАТО являются городскими округами.
В настоящее время особенности организации местного самоуправления в ЗАТО установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297‑1 «О закрытом административно‑территориальном образовании» (далее – Закон о ЗАТО). ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ. В настоящее время в Российской Федерации 43 ЗАТО11.
Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает:
– установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
– ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;
– ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
– ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления ЗАТО определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.
Органы местного самоуправления ЗАТО:
• координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
• разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения ЗАТО в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;
• участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
• по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
• осуществляют контроль за санитарно‑эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории ЗАТО, за исключением режимных предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;
• вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.
• выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.
Формирование бюджета ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом следующих особенностей:
– дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90 % основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО (в том числе не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70 % фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего ЗАТО);
– дефицит бюджета ЗАТО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями;
– в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории (действие данной нормы приостановлено).
Решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами принимается по представлению Правительства РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и (или) объектов.
Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.
Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.
Средства в размере не менее 10 % от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально‑экономическое развитие соответствующей территории.
При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 % от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
- 1.1. Понятие муниципального права
- 1.2. Предмет и методы муниципального права
- 1.3. Муниципальное право как наука
- 1.4. Муниципальное право как учебная дисциплина
- Тема 2. Понятие и система местного самоуправления в российской федерации
- 2.1. Основные теории местного самоуправления
- 2.2. Понятие и принципы местного самоуправления
- 2.3. Система местного самоуправления
- Тема 3. Правовые основы местного самоуправления
- 3.1. Международные документы и федеральные нормативные акты
- 3.2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления
- 4.1. Понятие и виды муниципальных образований
- 4.2. Создание, объединение и преобразование муниципальных образований, изменение их границ
- Тема 5. Система органов местного самоуправления
- 5.1. Понятие системы органов местного самоуправления
- 5.2. Представительный орган муниципального образования
- 5.3. Местная администрация
- 5.4. Глава муниципального образования
- 5.5. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Тема 6. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- 6.1. Местный референдум как высшая форма народовластия
- 6.2. Муниципальные выборы
- 6.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования
- 6.4. Сходы граждан
- 6.5. Территориальное общественное самоуправление
- 6.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления
- 6.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- Тема 7. Экономическая основа местного самоуправления
- 7.1. Муниципальная собственность
- 7.2. Местный бюджет
- 7.3. Бюджетный процесс на местном уровне
- Тема 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.2. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- 8.4. Временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти
- 8.5. Надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления
- Тема 9. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.2. Конституционная ответственность
- 9.3. Административная ответственность
- 9.4. Дисциплинарная ответственность
- 9.5. Гражданско‑правовая ответственность
- 9.6. Уголовная ответственность
- Тема 10. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях российской федерации
- 10.1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
- 10.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно‑территориальных образованиях
- 10.3. Организация местного самоуправления в наукоградах
- 10.4. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях