10.4. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях
Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях в настоящее время определяются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730‑1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе РФ на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.
Органы местного самоуправления приграничных территорий и их должностные лица:
– оказывают помощь органам и войскам Федеральной пограничной службы РФ, Войскам противовоздушной обороны, Военно‑Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
– создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
Выводы
1. В городах федерального значения Москве и Санкт‑Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ – городов федерального значения – исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
2. Особым видом муниципальных образований являются ЗАТО. В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) они считаются городскими округами.
3. Особым видом муниципальных образований являются также наукограды. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для их финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов.
4. Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских водах и территориальном море РФ. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
1 Васильчиков А.И.О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1891. С. 1–6.
2 Лазаревский Н.И.Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. Т. II. Ч. 1. С. 46–47.
3 Безобразов В.П.Земские учреждения и самоуправление. М., 1874. С. 1.
4 Чичерин Б.Н.Бюрократия и земство / Вопросы политики. М., 1905. С. 78.
5 Ожегов С.И.Словарь русского языка. М., 1989. С. 694.
6 Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 188.
7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.
8 Помимо утраты доверия основаниями ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением в Самарской области является нарушение законодательства РФ и Самарской области и местных нормативных актов, в Удмуртской республике, Кировской и Свердловской областях – нарушение Устава муниципального образования. Однако в любом случае специфика процедуры привлечения к ответственности перед населением делает ее применение невозможным, если жители муниципального образования продолжают доверять данному должностному лицу.
9 Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 1. С. 22–23.
10 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам): Утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.
11 См.: постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно‑территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
- 1.1. Понятие муниципального права
- 1.2. Предмет и методы муниципального права
- 1.3. Муниципальное право как наука
- 1.4. Муниципальное право как учебная дисциплина
- Тема 2. Понятие и система местного самоуправления в российской федерации
- 2.1. Основные теории местного самоуправления
- 2.2. Понятие и принципы местного самоуправления
- 2.3. Система местного самоуправления
- Тема 3. Правовые основы местного самоуправления
- 3.1. Международные документы и федеральные нормативные акты
- 3.2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальные правовые акты
- Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления
- 4.1. Понятие и виды муниципальных образований
- 4.2. Создание, объединение и преобразование муниципальных образований, изменение их границ
- Тема 5. Система органов местного самоуправления
- 5.1. Понятие системы органов местного самоуправления
- 5.2. Представительный орган муниципального образования
- 5.3. Местная администрация
- 5.4. Глава муниципального образования
- 5.5. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Тема 6. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- 6.1. Местный референдум как высшая форма народовластия
- 6.2. Муниципальные выборы
- 6.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования
- 6.4. Сходы граждан
- 6.5. Территориальное общественное самоуправление
- 6.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления
- 6.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне
- Тема 7. Экономическая основа местного самоуправления
- 7.1. Муниципальная собственность
- 7.2. Местный бюджет
- 7.3. Бюджетный процесс на местном уровне
- Тема 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.2. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- 8.4. Временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти
- 8.5. Надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления
- Тема 9. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
- 9.2. Конституционная ответственность
- 9.3. Административная ответственность
- 9.4. Дисциплинарная ответственность
- 9.5. Гражданско‑правовая ответственность
- 9.6. Уголовная ответственность
- Тема 10. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях российской федерации
- 10.1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
- 10.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно‑территориальных образованиях
- 10.3. Организация местного самоуправления в наукоградах
- 10.4. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях