logo search
политологияшпора побилетам

2. Содержание общего политического процесса. Особенности. Тенденции развития

Слово "процесс" (от лат. prossesus — продолжение) оз-,иачает: Ф динамическое, развивающееся состояние какого-либо – объекта; совокупность последовательных действий для дости­жения определенного результата.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. И тем не менее степень научной разработанности политологических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.

В совокупности политических процессов выделяются две группы — общие и частные. Политические процессы этих групп отли­чаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.,

Общий Политический процесс протекает в трех известных формах: Эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, в политическом режиме, в структурах политической власти и т.д.

их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать на­силия и разрушения того, что еще не устарело.

Сущность революционной формы развития общего полити­ческого процесса означает "коренной поворот в жизни общест­ва, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности".

Наконец, третьим состоянием (формой) общего политиче­ского процесса является политический кризис Его главный по­казатель — потеря властными структурами контроля над разви­тием крайне обострившихся противоречий.

В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя.

Революция как форма общего политического процесса в современном мире ста­новится все более редким явлением, имеет свои причины.

Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования насилия для достижения политических целей.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену ее состояний.

3. Роль политической системы в функционировании и развитии общества. Основные функции политической системы.

П. система совокупность п. отношений, процессов, институтов и структур, кот. образуют по отношению к др. сферам обществ. жизни определенную целостность и обеспеч. интеграцию общества и его эффективн. деятельность по достижению общих целей. Предназнач. п. сферы (системы) общ-ва в отличие от др. сфер, явл. организация и осуществл. управления обществом в целом(от общегос-го уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Она осуществл. власть, управление делами общества, регулиров. п. процессов, взаимоотнош. между соц-ми группами, нациями, гос-ми, обеспечивает политич. стабильность, мир и прогресс общества. Без п. системы общество не могло бы сущ-ь, в ее рамках разв. ключевые п. процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества п. решения. Главная функция п. системы управление обществом, функция политич. Руководства гос-вом.(функц целеполагания). Она проявл в определении стратегич целей и перспектив обществ развития, в выработке и реализации политич курса. Для претворения в жизнь главных целей и задач обществ развития политич руководство мобилизирует все элементы политич системы. 2. интегративная функция преследует цель консолидации бществ-политич строя, достижения динамичной стабильности общества в целом и сост его систем. 3. регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политич поведения и политич отношений в гос-ве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.

4. Понятие “институт” в политологии. Раскройте основные положения институционального подхода, как метода исследования, спользуемого в политологии.

Институциональный подход ориентирован на изучение поли­тических институтов: государства, его органов, правительствен­ных программ и других средств регулирования политической де­ятельности, политических партий и иных общественных органи­заций. Этот подход был наиболее распространен до начала XX в. Однако и в настоящее время он используется достаточно плодо­творно, позволяя создать целостное представление о том, как институциональная подсистема воздействует на функциониро­вание политической системы в целом.

Билет №18.

1. Понятие “ресурсы политической власти”. Раскройте содержание основных видов ресурсов политической власти.

Двумя важнейшими компонентами политической власти являются субъект и объект. Однако в ее структуре имеется еще одно важное слагаемое – ресурсы власти, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).

В связи с многообразием политических ресурсов (п.р или р.п.) существует несколько классификаций. Например, п. р. делят на утилитарные, принудительные и нормативные. Наиболее распространено деление в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества на экономические, социальные, силовые, информационные и др. р.

1. Экономические р. Этим р-ам отводится лидирующая роль, так как п. в. просто не может функционировать не располагая пол. р. Огромных экономических средств требует завоевание и поддержание п. вл., обеспечение ее безопасности, реализация ее целей.

2. Силовые р. Этот вид р. п. в. выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка и т. д. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд и т. д. Этот вид р. относится к наиболее действенным, к которым п. в. прибегает довольно часто в случаях ослабления своей силы, мощи, влияния на общество.

3. Социальные р. Это также довольно значительная совокупность р. п. в. – система, призванная обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, кот. Уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий.

4. Информационные р. Речь идет в первую очередь о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, кот. располагает п. в. в современных условиях практически во всех странах. СМИ принадлежит весьма важная роль как в период становления п. в., так и в период ее функционирования. Однако господствующая п. в. всегда имеет оппозицию, поэтому СМИ могут стать и антиресурсом п. в., чтобы этого не произошло за них нужно бороться!

Рассматривая основные виды ресурсов, наш читатель сталкивается со следующим вопросом: Какие из ресурсов являются наиболее важными, а какие второстепенными? Однозначно на данный вопрос ответить сложно, так как в разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы.