3.8. Методы проведения служебного расследования дтп. Экспертиза дтп.
При дальнейшей демократизации общества и работе в условиях рыночной экономики существенное значение приобретает служебное расследование ДТП, включающее в себя и автотехническую экспертизу. Это значение выделяется по двум основным направлениям.
Первое направление связано с демократизацией судов и возможным введением в их состав присяжных заседателей.
Проведя квалифицированное служебное расследование ДТП АТП или его вышестоящая организация направляет материалы служебного расследования в следственные органы с просьбой приобщения этих материалов к уголовному делу. Если эти материалы подготовлены квалифицированно, они, как правило, всегда удерживают следствие в русле обстоятельств, имевших место в действительности и помогают ему вскрыть истинные причины и обстоятельства возникновения происшествия. Это обусловливается тем, что зачастую люди проводящие следствие в органах МВД, имея юридическое образование, очень далеки от специфики работы автомобильного транспорта, где на возникновение происшествия зачастую оказывает влияние целый комплекс причин. Определенные шаги в этом направлении сделаны бывшим Министерством автомобильного транспорта РСФСР (ныне департамент автомобильного транспорта). Министром было утверждено "Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП», разработанное НИИАТом (приказ № 49 от 26.04.90 г.). Положение согласовано со всеми заинтересованными организациями.
В этом «Положении...» комиссии, проводящей служебное расследование ДТП рекомендуется взаимодействовать с органами дознания и следствия и разрешается ознакамливаться и снимать копии с протоколов осмотра места происшествия и схемой ДТП, находящихся в уголовном деле, т. е. тех исходных материалов, которые необходимы для анализа происшествия. Кроме того, при составлении схемы водитель или комиссия имеет право настоять, чтобы на нее были нанесены существенные, на их взгляд, предметы Я параметры. Последние входят в рамки существующего законодательства, однако если это сделать не удается, комиссия, не мешая ГАИ или следственным органам, составляет свою схему, подкрепляя зафиксированные на ней следы и параметры ДТП фотографиями и подписями свидетелей. Эта схема вместе с другими материалами затем в официальном порядке передается в следственные или служебные органы Естественно в некоторых службах может возникнуть ведомственная заинтересованность г оправдания водителя в совершенное им ДТП. В этом случае органы МВД должны находить доказательства, опровергающие эти утверждения.
Второе направление связано с социальной защитой водителя и людей участвующих в ДТП. Так, в США за погибшего в ДТП выплачивается семье 0,5 млн. долларов, в ФРГ 0,3 - 0,5 млн. долларов, Швеции 5 млн. долларов и т. д. Эти деньги выплачиваются страховой компанией. Однако условия страхования построены таким образом, что автохозяйство, по вине транспорта, которого совершается ДТП, с тяжелыми последствиями, несет при этом существенные убытки, вплоть до полного банкротства. Поэтому подбор водителей и доказательность виновности водителя в ДТП в этих условиях преобладают перед другими условиями функционирования транспорта.
В настоящее время, подойдя вплотную к рыночной экономике, социальная защита людей, погибших в ДТП, будет аналогична описываемой, а следовательно и доказательность виновности водителя выходит на один из передних планов. На доказательность виновности водителя влияют обстоятельства, которые возникают от момента его действий на месте совершения ДТП до вынесения судом приговора. Схема анализа ДТП в системах МВД и Министерства юстиции представлена на рис. I.
Информацию о дорожных условиях, выяснение обстоятельств и причин возникновения ДТП, а также техническое исследование возможности его предотвращения и т. д. комиссия по служебному расследованию, проделав эту работу при желании (вне зависимости от системы МВД) может передать в органы юстиции. Для её проведения необходимы знания о действиях ее членов при сборе информации и ее структуре, основный базовых формулах, используемых при расчетах движения и торможении транспортных средств, применяемых в автотехнической экспертизе по определению остановочного и тормозного пути определению скорости движения транспортного средства перед моментом торможения по следу юза, определению безопасной скорости, исходя из условий видимости дороги и т.д. и т.п.
При самом же служебном расследовании проверяется, и зависимости от необходимости, комплекс причин приведших к возникновению ДТП. В частности, выясняются обстоятельства, предшествующие происшествию, оцениваются дорожные условия и возможное их влияние на вероятность возникновения ДТП, состояние водителя в момент совершения ДТП, техническое состояние транспортного средства и т. д. Например, на скользкой дороге произошел съезд автомобиля с моста и опрокидывание, В данном происшествии наличествует целый комплекс причин. В частности, что послужило тому, что водитель не смог удержать автомобиль на проезжей части? При выяснении этих вопросов может оказаться, что причиной этого стала внезапно возникшая для водителя помеха (например, оставленное на проезжей части в условиях ограниченной видимости без знаков оповещения транспортное средство и т. д.), которая может стать определяющим фактором при определении степени виновности водителя,
причины, связанные с действиями водителя - не допущено ли водителем нарушение скоростного режима и правильно ли были им применены приемы управления автомобилем в конкретной дорожной обстановке,
причины, связанные с психофизиологическим состоянием водителя, усталость, сон за рулем, нетрезвое состояние и т. д.,
причины, связанные с дорожными условиями, - почему автомобиль не удержался на мосту? Возможно на мосту нет предохраняющих для этих целей специальных устройств (колесоотбойный брус), возможно, что выполнены они или содержатся с нарушениями СНиП и т. д.;
причины, связанные с техническим состоянием автомобиля, в частности - неисправности тормозной системы;
и, наконец, причины организационного характера; кто, когда, при каких обстоятельствах отправил водителя в рейс, не было ли со стороны водителя жалоб на усталость, болезненное состояние и т. д.
Все эти и другие вопросы должны найти свое отражение в акте служебного расследования для получения целостного представления о причинах возникновения конкретного ДТП и степени виновности в нем водителя.
Рис. 1. Схема анализа ДТП в системах МВД и Министерства юстиции.
- 3. Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях (дтп)
- 3.1. Понятие дтп
- 3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп
- 3.4. Анализ динамики изменения состояния аварийности
- 3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.
- 3.6. Анализ дтп в автотранспортном предприятии
- 3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
- 3.8. Методы проведения служебного расследования дтп. Экспертиза дтп.