3.1. Понятие дтп
Согласно определению, данному в Правилах учета ДТП, действующих с 1 января 1985 г., дорожно-транспортным называется происшествие. возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.
Как следует из приведенного определения, для квалификации происшествия как дорожно-транспортного», необходимы следующие условия:
Во-первых, участие в событии движущегося транспортного средства независимо от того, приводилось ли транспортное средство в момент ДТП в движение двигателем или, например, двигалось накатом.
Вторым условием является наличие вредных последствий происшествия, к которым относятся гибель людей, причинение им телесных повреждений, либо нанесение материального ущерба гражданам или организациям,
К погибшим, согласно Правилам учета ДТП, относятся лица, скончавшиеся от полученных ранений на месте ДТП, либо умершие от последствий ДТП в течение семи суток с момента происшествия.
По определению Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, погибшим считается лицо, скончавшееся на месте происшествия или умершее от последствий такового в продолжении последующих 30 суток.
В разных странах срок, на протяжении которого смерть пострадавшего в ДТП относит его к категории погибшего, различен, что затрудняет сравнение статистических данных о последствиях ДТП. Так, в Греции этот срок составляет 3 суток, во Франции - 6, в Италии - 7, в США - 30 суток.
Под телесными повреждениями понимаются тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения, включая ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие кожные раны и т. п.
В материальный ущерб включается ущерб от повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества. Учету н анализу подлежат все ДТП независимо от размера ущерба.
Степень тяжести телесных повреждений (тяжкие, менее тяжкие и легкие) определяется судебно-медицинским экспертом. К тяжким телесным повреждениям относятся повреждения, опасные для жизни в момент ДТП и повлекшие за собой утрату какого-либо органа или его функций:
утрату зрения, слуха, повлекшие душевную болезнь, расстройство здоровья, соединенные со стойкой утратой трудоспособности не менее, чем на одну треть, прерывание беременности; неизгладимое обезображение лица.
В статье С. Лаптева отмечается, что "Опасными для жизни являются все повреждения, которые при обычном их течении заканчиваются летальным исходом. Поэтому, если в итоге оказания медицинской помощи наступило выздоровление, то при квалификации содеянного принимается во внимание не положительный результат лечения, а факт наличия опасности для жизни в момент причинения таких повреждений».
К менее тяжким телесным повреждениям относятся повреждения, не опасные для жизни и не причинившие равных с тяжкими телесными повреждениями последствий, но вызвавшие длительное расстройство здоровья (на срок более 3 недель) или значительную утрату трудоспособности менее чем на одну треть.
Легкие телесные повреждения - это повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство или незначительную стойкую утрату трудоспособности, либо не повлекшие названных последствий. Под кратковременным расстройством здоровья подразумевается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью свыше 6 суток, но не свыше 3 недель; под незначительной утратой трудоспособности понимается потеря общей трудоспособности в размере 10 %.
Легкими телесными повреждениями, не повлекшими за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты трудоспособности признаются незначительные телесные повреждения (ссадины, кровоподтеки, ушибы, синяки и т. д.), которые или вообще не повлекли за собой расстройства здоровья, или повлекли незначительное расстройство здоровья, продолжительностью менее 6 суток.
- 3. Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях (дтп)
- 3.1. Понятие дтп
- 3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп
- 3.4. Анализ динамики изменения состояния аварийности
- 3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.
- 3.6. Анализ дтп в автотранспортном предприятии
- 3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
- 3.8. Методы проведения служебного расследования дтп. Экспертиза дтп.