3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
Комплексная методика программно-целевого сокращения аварийности в местах концентрации ДТП была выполнена по заказу Министерства транспорта РФ, утверждена Минтрансом РФ и ГУ ГАИ 15.11.93 г. Она представляет из себя взаимосвязанный набор методов, направленных на повышение безопасности дорожного движения в городах и населенных пунктах за счет сокращения аварийности на опасных участках улично-дорожной сети. Методика позволяет оценить ожидаемые результаты сокращения аварийности и определить эффективные комплексы мероприятий. На основе применения ЭВМ разрабатывается план внедрения мероприятий на массиве очагов аварийности, в который входят последовательность устранения очагов, последовательность внедрения мероприятий и ожидаемое сокращение ДТП. Основой информационного обеспечения является действующая система учета и анализа ДТП. Методика предназначена для использования городскими службами, ответственными за организацию и безопасность дорожного движения. В некоторых, случаях может быть использована на внегородских дорогах.
Целью методики является определение реального уровня и эффективных мер сокращения количества ДТП в каждом отдельном очаге аварийности и на массиве очагов в целом.
В городах и населенных пунктах Российской Федерации совершается более 50 % всех дорожно-транспортных происшествий. Исследованиями установлено, что 20 – 40 % всех ДТП концентрируется на опасных участках дорог, очагах аварийности, общая протяженность которых составляет 2 – 5 % от всех улично-дорожной сети. Мероприятия, внедряемые в очагах ДТП, имеют большую эффективность сокращению аварийности, чем те же мероприятия, внедряемые на менее опасных участках дорог. В очагах аварийности эффективность отдельных мероприятий достигает 60 – 85 %, что при их массовом внедрении определяет гарантированное сокращение ДТП на 30 – 50 %. При средней концентрации ДТП в очагах аварийности, достигающей 30 %, сокращение количества ДТП в каждом городе может, составить 9 — 15 %.
Во многих развитых зарубежных странах в целях сокращения аварийности на опасных участках дорог осуществляется целенаправленный выбор и разработка мероприятий, проводятся дополнительные исследования для определения целевых показателей, и осуществляется разработка оптимальных планов внедрения мероприятий. Поскольку реализация такой программно-целевой методологии напрямую связана с выделяемыми для этого объемами финансирования, то гарантиями ожидаемого сокращения аварийности являются обоснованное выделение финансов и рациональное использование ресурсов.
Для реализации целевого сокращения аварийности в очагах ДТП разработана целостная технология выявления и устранения очагов, позволяющая использовать на практике дополнительные возможности сокращения аварийности в городах при устранении мест концентрации ДТП инженерными средствами организации дорожного движения. Реальность конечных результатов сокращения ДТП обеспечивается планомерным выявлением очагов аварийности, их последовательным и поэтапным устранением на основе выбора и реализации эффективных комплексов мероприятий.
Местом концентрации ДТП, очагом аварийности, топографическим очагом является однородный и ограниченный по длине участок улично-дорожной сети (УДС), представляющий повышенную опасность, обладающий статистически устойчивым и неслучайным уровнем совершения ДТП. По месту расположения, уровню аварийности и протяженности очаги ДТП делятся на городские и внегородские.
Очагами ДТП могут быть зоны слияния и пересечений автомобильных дорог в одном уровне, зоны пешеходных переходов, места остановок общественного транспорта, участки улиц и дорог, прилегающие к магазинам и культурно-бытовым центрам, места пересечений движения автомобильного и рельсового транспорта, зоны обратных разворотов, левоповоротного и кругового движения и т. д.
Очагом ДТП в городе является участок дороги, протяженность которого не превышает 400 м и на котором в течение года произошло три и более ДТП (суммарно с пострадавшими и материальным ущербом). Средняя длина участков составляет 100 - 150 м.
Очагом ДТП на внегородской дороге является участок, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.
Методы анализа сведений о ДТП можно подразделить на количественные, качественные и топографические.
Количественный анализ обеспечивает получение цифровых показателей состояния аварийности, их сравнение (сопоставление) по годам и за другие календарные сроки с целью выявления общих тенденций изменения. Простейшие показатели количественного анализа - это данные об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей, тяжести последствий ДТП.
Целью качественного анализа материалов ДТП является выявление причинных факторов и установление степени влияния каждого из них на состояние аварийности.
Для выявления очагов ДТП необходимо проведение топографического анализа, который заключается в нанесении на карту или схему изучаемой территории мест совершения ДТП.
Наиболее распространены 3 вида топографического анализа ДТП: с помощью карты, линейного графика и масштабной схемы (ситуационного плана).
Карта ДТП - это карта местности, в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условные обозначения ДТП. Однако, карта не должна быть слишком громоздкой, т. е. крупномасштабной, поэтому при анализе значительной по размерам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности точно наметить места ДТП.
Эту задачу позволяет решить линейный график, который составляется для отдельной магистрали или участка дороги и является развитием карты ДТП.
Масштабная схема применяется для топографического анализа в местах концентрации ДТП и является развитием схемы отдельного ДТП, предусмотренной карточкой учета ДТП.
Целевым показателем сокращения аварийности в местах концентрации ДТП является показатель, характеризующий гарантированное сокращение аварийности в случае внедрения планируемых мероприятий.
Рациональное планирование и эффективная реализация мер по устранению мест концентрации ДТП требуют оценки ожидаемого эффекта - сокращения числа ДТП путем прогнозирования результатов от внедрения мероприятий в соответствии с оперативными, годовыми и перспективными планами повышения БД. Подробное изложение методики выявления очагов ДТП представлено в брошюре "Комплексная методика программно-целевого сокращения аварийности в местах концентрации ДТП". Полное использование представленных методов предполагает наличие у потребителя пакета прикладных программ, реализованных на ПК типа IBMPC.
- 3. Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях (дтп)
- 3.1. Понятие дтп
- 3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп
- 3.4. Анализ динамики изменения состояния аварийности
- 3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.
- 3.6. Анализ дтп в автотранспортном предприятии
- 3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
- 3.8. Методы проведения служебного расследования дтп. Экспертиза дтп.