logo search
лекции / lekcii_po_pravovedeniyu 2 / Тема 4

8. Местное самоуправление в Украине

Местное самоуправление – это право территориальной громады – жителей села, поселка, города – самостоятельно решать вопросы местного значения в соответствии с Конституцией и законами Украины; местное самоуправления осуществляется территориальной громадой непосредственно и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы; материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, иные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, а также объекты общей собственности; территориальные громады и создаваемые ими органы имеют собственные полномочия, в пределах которых они действуют под свою ответственность, а также делегированные им полномочия местных органов государственной исполнительной власти; права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.

Первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада села, поселка, города. Территориальную громаду составляют жители, постоянно проживающие в пределах административно-территориальной единицы или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих один административный центр. Добровольное объединение громад осуществляется по решению местного референдума соответствующих административно-территориальных единиц. Выход из состава сельской громады осуществляется тем же образом.

Основными формами непосредственного волеизъявления территориальных громад являются местные выборы, референдумы, общие сборы граждан по месту их проживания, местные инициативы, общественные слушания и т.д.

Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами не только непосредственно, но и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

Районные и областные советы – специфические органы местного самоуправления, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, осуществляющие свои функции в интересах громад. Органы местного самоуправления – юридические лица, наделенные определенными полномочиями, которые можно разделить на две группы: а) собственные полномочия, в пределах которых органы местного самоуправления действуют самостоятельно и несут ответственность только перед законом; б) отдельные полномочия органов государственной исполнительной власти, делегированные законом органам местного самоуправления, в осуществлении которых они подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Полномочия сельских, поселковых, городских советов по своему характеру подразделяются на три группы: по организации работы в совете; по формированию органов совета и контролю за их деятельностью; по непосредственному решению вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления.

Совет состоит из депутатов, их количество определено Законом о выборах депутатов местных советов. Основная форма работы – сессии. Сессия состоит из пленарных заседаний совета и заседаний ее постоянных комиссий. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Сессия правомочна, если принимают участие больше половины депутатов. Сессии созываются главой соответствующей рады. В случае невозможности созыва этими лицами сессии созываются секретарем совета или заместителем главы. Кроме того, сессии созываются по предложению не менее 1/3 депутатов от общего состава, а иногда – по предложению председателя соответствующей местной государственной администрации.

Важными органами являются постоянные и временные комиссии. Постоянные избираются из числа депутатов совета для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению совета, осуществления контроля за исполнением решений совета, его исполкома. Постоянные комиссии избираются советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. При этом зам. председателя и секретарь комиссии избираются самой комиссией из ее членов. Правовые акты постоянных комиссий – выводы и рекомендации. Носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению советом, исполкомом и иными должностными лицами.

Временные контрольные комиссии – органы совета, избираемые из числа депутатов для осуществления контроля по конкретно определенным вопросам, относящимся к полномочиям местного самоуправления.

В отличие от постоянных комиссий исполком совета, хотя и подконтролен и подотчетен совету, но является самостоятельным органом местного самоуправления. Создается советом на срок его полномочий. Основная форма работы – заседания, созываемые главами советов или иными уполномоченными органами.

Советы могут создавать отделы, управления и иные исполнительные органы для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов советов. Эти органы подконтрольны и подотчетны совету, создавшему их, подчинены исполкому. Отделы разделяются на функциональные и отраслевые, а по степени зависимости от исполкома – на вспомогательные и организационно и юридически самостоятельные.

Исполком возглавляет глава совета.

Кроме того, существует президиум (коллегия) районного, областного совета, совещательный орган, готовящий вопросы на рассмотрение совета. Решения коллегии имеют рекомендательный характер, который характеризует их как внутренний, вспомогательный орган совета.

Материально-финансовую основу составляет движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, иные финансы, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, объекты совместной собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов.

Доходы местных бюджетов формируются как за счет местных налогов и сборов, иных собственных источников, так и закрепленных за ними отдельных общегосударственных налогов, перечень которых определен отдельным законом. Имущество, находящееся в собственности территориальной громады – коммунальное имущество.

Бюджет делится на текущий и бюджет развития. Текущий – доходы и расходы, запланированные на покрытие текущих расходов. Бюджет развития – доходы и расходы, создаваемые и используемые для реализации программ социально-экономического развития, улучшения материально-финансовой базы и т.д.

Органы и должностные лица местного самоуправления подотчетны, подконтрольны и ответственны перед территориальными громадами, которые могут в любое время прекратить их полномочия, если они нарушают КУ и законы, ограничивают права и свободы человека и гражданина. Вред возмещается за счет средств местного бюджета. Споры решаются судами.