logo search
практика 2 там

Фискальный принцип.

Данный принцип правового регулирования таможенных платежей предполагает, что принимаемые в этой области нормативные акты должны отстаивать интересы государственной казны. Фискальный принцип ранее занимал основное место в таможенном регулировании, и первоначально ввозные пошлины так и назывались «фискальные», поскольку за их счет государство, прежде всего, пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на защиту интересов национального рынка.

В настоящее время фискальная функция в экономически развитых странах в значительной степени утратила свое значение.

С фискальным принципом непосредственно связано решение проблем инфляционных процессов. Например, устанавливаются твердые фиксированные ставки, выраженные в единой европейской валюте — евро.

Фискальный принцип в таможенном праве означает, что всякая возможность выбора того или иного варианта уплаты таможенных платежей должна быть поставлена в зависимость от интересов казны (фиска).

Фискальный принцип в механизме регулирования таможенных платежей реализуется также посредством:

- установления приоритетности требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого в погашение задолженности кредиторам. Речь идет о возможности принудительной продажи товара, находящегося под определенной таможенной процедурой, предоставляющей ту или иную тарифную льготу (например, временный ввоз (вывоз), использование таможенного склада и т.д.). Так, в случае продажи образцов, демонстрировавшихся на торговой ярмарке и заявленных под таможенную процедуру временного ввоза, в погашение задолженности перед транспортно-экспедиторской организацией задолженность кредитору будет погашаться из суммы, оставшейся после расчета с таможенным органом вследствие изменения таможенной процедуры (торговые образцы, заявленные первоначально к процедуре временного ввоза, для того, чтобы их продать, необходимо поместить под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения и, следовательно, уплатить причитающиеся таможенные платежи);

- требования предоставления гарантий уплаты таможенных платежей. С целью исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов по причине наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта), пропажи товаров, находящихся под таможенным декларированием (кроме ситуаций, связанных с возникновением чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельств), а также по причине несвоевременной уплаты таможенных платежей в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий уплаты таможенных платежей (обеспечение уплаты таможенных платежей). В отношении подакцизных товаров требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов, как правило, ужесточаются;

- предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных налогов в порядке кредитования налогоплательщика.

Большое значение для обеспечения фискальных интересов государства при осуществлении правового регулирования таможенных платежей имеет язык нормативных правовых актов. Формулировки норм, регулирующих данные вопросы, должны отличаться предельной четкостью и определенностью. В противном случае законодатель может создать легальные возможности для таможенного декларанта избежать уплаты таможенных платежей в установленном объеме.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования таможенного союза составляют:

1) Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

2) Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

3) Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

4) Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

5) Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.