logo search
база по МП

20. Договоры с участием мо.

Первым договором с участием международной организации принято считать соглашение между Международным бюро мер и весов и Францией о его штаб-квартире от 4 октября 1875 г. Известны договоры Лиги Наций - первой постоянно действующей международной политической организации, созданной в 1919 г. После 1945 г. с увеличением количества международных организаций и выполнением ими все более важных функций в жизни международного сообщества число договоров с их участием заметно увеличилось. Впервые вопрос о договорной правоспособности международных организаций в Комиссии международного права ООН возник в 1950 г. в связи с началом работ по кодификации права международных договоров.

В связи с этим Венская конференция приняла резолюцию, в которой рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН поручить КМП изучить в ходе консультаций с основными международными организациями проблемы международных договоров, заключенных между государствами и международными организациями или между двумя или несколькими международными организациями.

Вместе с тем, как известно, Венская конференция по праву договоров 1968-1969 гг. и соответственно Венская конвенция о праве международных договоров подтвердили, что соглашения международных организаций имеют качество международных договоров.

21 марта 1986 г. Венская дипломатическая конференция приняла Конвенцию о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, в основу которой был положен проект, подготовленный КМП ООН.

Однако, поскольку уставы многих международных организаций не содержат никаких положений о праве заключать международные договоры, это побуждает отдельных авторов искать источники договорных правомочий в обычном праве. Принятая в конечном итоге формулировка ст. 6 Конвенции является компромиссом между концепцией, согласно которой основой правоспособности международной организации является общее международное право, и противоположной точкой зрения, ограничивающей такую правоспособность лишь правилами организации.

Таким образом, для разных организаций круг оснований правоспособности не один и тот же, он может включать как только учредительный документ, так и несколько иных источников. Гибкость приведенной формулировки заключается в том, что, допуская известную автономность организаций как международных личностей sui generis, она наделяет их «способностью изменять посредством практики правила организации в той мере, в какой эти правила позволяют это сделать».

Подход к межгосударственным организациям как к субъектам международного права и признание их договорной правоспособности в объеме, определяемом правилами, порождает вопрос о том, каким образом международные организации реализуют это правомочие. Вопрос о представительстве международной организации при заключении договора не имеет единообразного решения, так как любой орган организации - высший, исполнительный или административный - в зависимости от соответствующего на этот счет правила организации может представлять организацию при заключении того или иного договора. Об этом свидетельствует практика. Так, в соответствии с практикой, сложившейся в ООН, соглашения от имени Организации заключает ее главное административное лицо - Генеральный секретарь ООН (ст. 97 Устава ООН).

Учредительные акты ряда специализированных учреждений ООН устанавливают, какой орган имеет право заключать международные соглашения от имени организации. Так, для ЮНЕСКО таким органом является Исполнительный совет (ст. X, XI Устава ЮНЕСКО), а для Международной морской организации (ИМО) (до мая 1982 г. - ИМКО) - Совет (ст. 26 Конвенции ИМО). В Европейском Союзе существует практика наделения полномочиями после принятия Советом министров организации решения о заключении договора. Когда такое решение принято, председатель Совета Министров уполномочивается назначить лиц, имеющих право подписать соглашение, и наделить их полномочиями, необходимыми для возникновения обязательств у Союза.

Что же, касается порядка и стадий заключения договоров с участием международных организаций в целом, то в своих основных чертах процесс заключения соглашений организациями близок к процедурам заключения договоров государствами. Так же, как и договоры государств, соглашения международных организаций должны добросовестно выполняться (ст. 26). В отношении договоров с участием международных организаций действует принцип, согласно которому «Договор не создает обязательств или прав для третьего государства или третьей международной организации без согласия на то этого государства или этой организации» (ст. 34). Конвенция 1986 г. с полным основанием может быть оценена как важный этап в кодификации и прогрессивном развитии права договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями.

21. Европейский суд

состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами ЕС и государствами-членами, между органами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе

РФ и ЕС заключили соглашение о партнерстве и сотрудничестве, целями которого являются обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям, базирующимися на принципах рыночной экономики, укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике