logo
база по МП

76. Меры доверия

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;

обмен наблюдателями на военных учениях;

предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:

предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);

осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются дипломатические привилегии и иммунитета;

обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению;

запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,

обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.

77. механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы

Европейская система защиты прав человека сложилась намного раньше, практически сразу после второй мировой войны. Основное отличие Европейской системы состояло в том, что механизм защиты прав человека предусматривал обязательность исполнения решений и процедуру обеспечения исполнения.

Европейская система защиты прав человека была создана на основе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая является региональным договором, действующим в рамках Совета Европы. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года и вступила в действие с 3 сентября 1953 года. Новая редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод вступила в действие с 1 ноября 1998 года. Дополнительно к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод было принято 12 Протоколов. Протоколы 1, 4, 6, 7 и 12 предусматривают гарантии тех прав, которые не были непосредственно зафиксированы в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Остальные Протоколы касались процедурных вопросов и в настоящий момент потеряли свое самостоятельное значение. Особый интерес представляет Протокол 11. Этот Протокол предусматривает новую организацию Европейского Суда по правам человека, которая существует в настоящее время и которую мы подробнее рассмотрим ниже. Сейчас Протокол 11 вошел составной частью в новую редакцию Европейской Конвенции. Отдельно следует упомянуть 12 Протокол, который был принят и открыт для подписания и ратификации Советом Европы только в 2000 году, поэтому в настоящее время он еще не вступил в действие.

12 Протокол предусматривает самостоятельную защиту от дискриминации, и скорее всего, определенным образом изменит существующую в настоящее время практику по вопросам дискриминации.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года и с 5 мая 1998 года приняла на себя обязательства подчиняться юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 году и осуществляет ее уже в течение более 40 лет. За время своей деятельности Европейский Суд по правам человека рассмотрел огромное число жалоб, и вынес свои суждения о том были или нет нарушения прав человека в каждом конкретном случае. Эти суждения являются правовыми положениями, которые использует суд, рассматривая каждое последующее дело, руководствуясь ими как прецедентами.

Всю деятельность Европейского Суда по правам человека можно разделить на три этапа. Первый этап длился до 1 октября 1994 года. В это время Европейский Суд по правам человека состоял из двух палат - Комиссии по правам человека и Суда, и по одному представителю от каждого государства входило как в Комиссию, так и в Суд. Функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб на этом этапе принадлежали Комиссии, и только Комиссия или государства-участники могли передать дело на рассмотрение Суда. Второй этап продолжался 4 года с 1 октября 1994 года по 1 ноября 1998 года. В это время заявители получили доступ в Суд, реализуя свое право на обращение, но это было возможным только в том случае, если усилия Комиссии признавались безрезультатными.

В настоящий момент Суд вступил в третий период своей деятельности, и он начался с 1 ноября 1998 года. С этой даты вступил в действие 11 Протокол к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который в значительной мере изменил деятельность Европейского Суда по правам человека. Во-первых, Суд начал работать на постоянной основе, а не собираться 1 раз в месяц на недельную сессию. Во-вторых, Суд стал однопалатным, то есть Комиссия по правам человека была упразднена.

В Европейский Суд по правам человека в настоящее время избраны 41 судья, в соответствии с количеством стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Организационно Суд разделен на четыре секции. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда, которые непосредственно рассматривают жалобы. Суд осуществляет свою деятельность, образуя Комитеты, Палаты и Большую Палату.

Комитеты создаются для рассмотрения конкретных жалоб по вопросам приемлемости. Комитет состоит из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Если судьи, входящие в Комитет, не приняли единогласного решения о том, что жалоба является неприемлемой, то жалоба передается на рассмотрение Палаты. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex-officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата вновь рассматривает жалобу на предмет приемлемости, и в том случае, если признает жалобу приемлемой, то рассматривает ее и по существу. Рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит не одновременно. Это связано с тем, что стороны должны подготовиться к слушанию дела по существу.

В рассмотрении жалобы по существу, как правило, принимают участие заявитель и его адвокат, а также представитель государства, против которого рассматривается жалоба. Более того, Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда и проживания в Страсбурге заявителя и его представителя, если заявитель не может самостоятельно оплатить эти расходы. Если Палата признает нарушение прав человека, то она также может присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального и общего характера. К мерам индивидуального характера относятся, например, новое рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение внутреннего законодательства или судебной практики, существующей в стране, если законодательство или судебная практика не соответствует принципам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Большая Палата состоит из 17 судей, в число которых ex-officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты, и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна подобная жалоба Ирландия против Соединенного Королевства.

Решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для государств-участников. Государства обязаны исполнять решения Суда в трехмесячный срок с момента принятия решения. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы. Как правило, государства исполняют решения в течение 2-3х лет.