151. Соотношение международного права и внутригосударственного права
Международное право и внутригосударственное право представляют собой две самостоятельные правовые системы,отличающиеся по целому ряду параметров. Прежде всего, они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не могут быть субъектами международного публичного права, где субъектами могут быть государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью. Эти правовые системы различаются также своими объектами и предметами регулирования. В корне отличается их механизмы
реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных
источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.
Однако эти две различные и самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга.
Международно-правовая норма и норма внутригосударственного права имеют различный предмет регулирования. Международно-правовые нормы регулируют только отношения между субъектами
международного права, а внутригосударственные нормы – субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.
Вместе с тем, с одной стороны на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой стороны, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние
проявляется в том, что государства издают акты внутреннего законодательства, необходимые для приведения в действие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция
или трансформация дает толчок для развития той или иной отрасли внутреннего законодательства в новом направлении.
Российская наука международного права исходит из того, что эти две правовые системы находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, осуществляется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Имеются
три способа приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного правопорядка: отсылка, рецепция и трансформация.
Отсылкой называется учет во внутренних законодательных актах, определяющих поведение государственных органов, должностных лиц или граждан, общих положений или отдельных норм международного права.
Рецепцией называется восприятие внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания.
Под трансформацией понимается преобразование нормы международного права в норму внутригосударственного права посредством принятия специального закона или иного нормативного
акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма.
152. Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.
Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:
1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН.
В настоящее время существует 15 специализированных учреждений ООН: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирнаяорганизация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Межправительственная морская консультативнаяорганизация (ИМКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Согласно ст. 59 Устава, по инициативе ООН могут создаваться любые новые специализированные учреждения,которые потребуются для осуществления задач ООН в области экономического, социального и гуманитарного сотрудничества.
Специализированные учреждения ООН - самостоятельные международные организации, имеющие свои уставы, численный состав, штаб-квартиры, бюджет, наделенные международной правосубъектностью. ЭКОСОС призван координировать их деятельность посредством консультаций с ними и рекомендаций им.
Членами специализированных учреждений являются суверенные государства. В некоторых из них (ВПС, ВОЗ, ВМО, ИМКО, МСЭ, ФАО) для несамоуправляющихся территорий имеется статус члена-сотрудника, или сочлена, без права голоса и участия в руководящих органах организации. В современных условиях ликвидации последних остатков колониализма институт сочленов является анахронизмом и должен исчезнуть, как только последняя несамоуправляющаяся территория станет суверенным государством.
В структуре специализированных учреждений ООН различаются высшие, исполнительные, административно-технические и специальные органы. Высшие органы - это представительные собрания всех государств - членоворганизации, созываемые на очередные сессии раз в один, два, пять лет (Ассамблея, Конференция). Исполнительные органы, как правило, руководят работой организации в период между сессиями высших органов. Административно-технические функции возложены на постоянно действующие секретариаты, комплектуемые на международной основе. Некоторые организации создают специальные органы -комиссии и комитеты по специальным и техническим вопросам, а также региональные органы.
Статья 57 Устава ООН предъявляет определенные требования к статусу специализированного учреждения.Такое учреждение должно быть независимым, иметь свои собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом, поэтому некоторые организации, не обладающие указанными качествами, например Всемирная торговаяорганизация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированного учреждения.
- 1. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 6. Органы внешних сношений государств
- 7.Возникновение и развитие международного публичного права
- 12. Государственные границы
- 13. Государствоподобные образования
- 15. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- 19. Добрые услуги и посредничество.
- 20. Договоры с участием мо.
- 22.Запрещенные средства и методы ведения войны.
- 23. Защита, сохранение и охрана морской среды.
- 25. Источники международного права
- 27. Кодификация международного права
- 28. Коллективная безопасность
- 32. Международный контроль
- 34. Космического права. Понятие, источники, субъекты
- 36. Международно-правовой статус индивидов
- 37. Международная система опеки
- Функции и полномочия
- 39. Следственные комиссии
- 40.Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 42. Понятие и источники международного воздушного права
- 43. Правовой статус воздушного пространства
- 44. Международное морское право — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.
- 45. Международное право в период вооруженных конфликтов — отрасль международного права
- 46.Межд.Право в рамках национальной юрисдикции и в судах.
- Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран
- Судебные органы
- Преступления по международному праву
- 53. Понятие и источники международного экономического права
- 54. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- 55. Защита лиц пользующихся дипл.Иммунит. Пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
- 56. Международная правосубъектность народов (наций)
- 58. Понятие и сущность международно-правового признания
- 59. Правовой статус космического пространства и небесных тел
- 60. Международно-правовые вопросы гражданства
- 62. Международные договоры об Оружие массового уничтожения
- Классификация международных организаций
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- 66. Понятие и виды международных правонарушений
- 68. Международные каналы
- 70. Международный экономический договор: понятие, виды, значение. Гатт. Вто.
- 71. Международный район морского дна
- 72. 73. Международный Суд оон
- 76. Меры доверия
- 78. Механизм защиты прав человека в рамках оон
- 79.Мировые войны и международное право.
- 80. Миротворческие операции оон.
- 81. Многосторонние акты о правах человека (виды и характер-ка)
- 83. Непосредственные переговоры и консультации
- 84. Основные принципы международного права
- 85.Обычное оружие и международное право
- 86. Оговорки и заявления к договорам
- 89.Операции по поддержанию мира.
- Статья 44
- Статья 45
- Статья 46
- Статья 47
- Статья 48
- Статья 49
- Статья 50
- Статья 51
- Оон преследует следующие цели:
- Главные органы оон
- 93. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности
- 94. Обстоятельства, исключающие ответственность государств. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности
- 96. Понятие международного права, его особенности
- 97. Принцип мирного разрешения споров
- Классификация по кругу участников
- 103. Постоянно нейтральные гос-ва.
- 104. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 105. Понятие и источники права внешних сношений
- Источники
- Международный договор
- 114. Правовой режим Арктики
- 116. Военная оккупация
- 117. Исключительная экономическая зона
- 119. Правовой режим космических объектов.
- 121. Реки международные
- 122. Пр. Режим Открытое море
- 123. Правовой статус воздушного пространства
- 124. . Правопреемство в международных отношениях
- 129. Прекращения и приостановления международных договоров. Недействительность международных договоров.
- 132. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
- 133. Принцип равноправия и самоопределения народов
- 134. Принцип уважения прав человека и основных свобод
- 135. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- 136. Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- 137. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- 138. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 139. Принцип суверенного равенства государств
- 140. Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- 142. Реализация (применение) норм международного права в сфере внутринацион-го права. Статья 15 Констит.Рф
- 143. Региональные международные организации
- 144. Реформы оон.
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- «Санкции» и «контрмеры»
- 147. Система международного права
- 150. Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках снг.
- 151. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 153. Специальные миссии
- 154. Становление современного международного права
- 157. Толкование международных договоров