logo search
база по МП

119. Правовой режим космических объектов.

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другое его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях1.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство2, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другое орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

120. пр.режим международных проливов. Архипелажные воды.

Для целей настоящей Конвенции:

а) "государство-архипелаг" означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова;

b) "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Категория морских пространств, введенная в международное морское право Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Архипелажные воды отграничены от других частей Мирового океана вокруг государства-архипелага архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага (если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова). В пределы таких исходных линий должны быть включены основные острова и район, в котором соотношение между площадью воды и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Только те состоящие из островов государства, которые соответствуют этим критериям, могут иметь архипелажные воды.

Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь до 3% их общего числа может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага, также их нельзя проводить так, чтобы при этом территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Особый правовой статус архипелажных вод заключается в распространении суверенитета государства-архипелага на их водную толщу, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы при условии признания государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам исключительно в целях международного судоходства, международных полетов.

Пересекающие архипелажные воды морские коридоры (включают все обычные пути в архипелажных водах, используемые для международного судоходства при условии, что нет необходимости дублировать одинаковые удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода) и расположенные над ними воздушные коридоры должны быть приемлемы для непрерывного и быстрого прохода всех иностранных судов через архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета всех иностранных летательных аппаратов над ними с целью быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, архипелажный проход может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Морские и воздушные коридоры определяются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от таких осевых линий при условии, что такие суда и летательные аппараты не будут приближаться к берегам ближе, чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с морским коридором. Для безопасности прохода судов по узким фарватерам в морских коридорах могут быть установлены схемы разделения движения. После надлежащего оповещения схемы разделения и даже морские коридоры можно заменить, однако эта деятельность должна соответствовать общепризнанным международным правилам и утверждаться компетентной международной организацией (в этом качестве выступает Международная морская организация), но ни при каких обстоятельствах не допускается приостановление архипелажного прохода.

В архипелажных водах вне морских коридоров суда всех государств пользуются правом мирного прохода, который может быть временно приостановлен после должного опубликования в определенных районах архипелажных вод без дискриминации иностранных судов, если это существенно важно для охраны безопасности государства-архипелага.

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естествен­ный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следую­щие виды проливов, используемых для международного судоходства:

проливы между одной частью открытого моря или экономичес­кой зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятствен­ного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;

проливы между островом и континентальной частью прибрежно­го государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;

проливы между одним районом открытого моря и территориаль­ным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;

проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтий­ские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регу­лировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппара­тов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

безопасности судоходства;

предотвращения загрязнения с судов;

недопущения рыболовства;

погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.