VII. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.
7.1. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в согласовании интересов Сторон:
проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики;
обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета по ним мнения Комиссии:
проекты законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации;
решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти.
Содействовать созданию при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов, а также участию в них представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов.
7.2. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства Стороны обязуются продолжить совместную работу по:
совершенствованию трудового законодательства, разработке нормативных правовых актов, связанных с реализацией положений Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечению активного участия представителей Сторон Комиссии в работе постоянно действующей рабочей группы Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства;
подготовке к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной).
7.3. Стороны обязуются:
рассмотреть разработанную общероссийскими объединениями профсоюзов систему «Единая переговорная кампания»;
проводить мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и территориальном уровнях, а также работы органов социального партнерства;
подготовить предложения по разработке механизмов дальнейшего совершенствования социального партнерства в бюджетной сфере;
содействовать развитию связей Комиссии с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
7.4. В целях распространения принципов социального партнерства Стороны принимают на себя следующие обязательства:
содействовать созданию объединений работодателей, в том числе инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение финансовой отчетности для объединений работодателей, отнесение для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат работодателей в виде сумм добровольных членских взносов в объединения работодателей, созданные в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей»;
содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса;
содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров, в том числе созданию специализированных учреждений по разрешению коллективных трудовых споров;
включить в государственный стандарт высшего профессионального образования дисциплины: «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» и «Основы социального государства»;
частично финансировать за счет средств федерального бюджета Академию труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов – базовые научные и учебно-методические профсоюзные центры в сфере социально-трудовых отношений.
7.5. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
7.6. Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения работодателей гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях.
7.7. Стороны, признавая солидарную социальную ответственность Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов как одно из условий экономического и социального развития, считают необходимым реализовать меры, направленные на более четкое разграничение социальной роли и ответственности участников социального партнерства.
Стороны при этом исходят из того, что:
участие работодателей в решении социальных задач не может быть заменой государственных обязательств;
социальные инициативы работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах добровольности.
Стороны считают необходимым поддержать инициативы общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также развивающуюся практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов.
7.8. Стороны содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006-2009 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов этой организации.
Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда.
7.9. Стороны принимают на себя обязательства рассмотреть в Комиссии вопросы, связанные с ратификацией Российской Федерацией конвенций Международной организации труда и других международных актов согласно приложению № 2.
7.10. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению № 3.
7.11. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют профсоюзным объединениям и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ на очередной год.
7.12. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
7.13. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.
Стороны принимают на себя обязательства ежегодно разрабатывать план совместных действий по реализации Соглашения.
7.14. Рабочие группы Комиссии один раз в полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.
Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.
7.15. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
7.16. В случае если Стороны не заключили соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении настоящего Соглашения.
7.17. Текст Соглашения публикуется в «Российской газете» в 2-недельный срок после его подписания.
Приложение № 1
Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации Сторон
В качестве основных показателей, характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, предлагаются следующие.
Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации:
фонд заработной платы;
доля заработной платы в валовом внутреннем продукте;
индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;
номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике;
реальные располагаемые денежные доходы населения;
прожиточный минимум в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети);
уровень жизни населения (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума);
общая численность безработных;
уровень безработицы в процентах к экономически активному населению;
уровень регистрируемой безработицы.
Показатели проекта федерального бюджета:
расходы федерального (консолидированного) бюджета на социальную сферу;
увеличение расходов федерального (консолидированного) бюджета на социально-культурную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;
финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы и доля получаемых субъектами Российской Федерации дотаций из федерального бюджета в консолидированном бюджете субъекта;
доля социальных затрат в общей структуре расходов федерального (консолидированного) бюджета (включая ее дифференциацию – на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения;
сведения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений;
объем средств федерального (консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;
социальная классификация расходов федерального (консолидированного) бюджета по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов федерального бюджета, направляемых на решение конкретных социальных задач, – сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства, инвалидов и др.).
Приложение № 2
Перечень конвенций Международной организации труда и других международных актов
1. Конвенция № 42 «О возмещении в случаях профессиональных заболеваний» (1934 год).
2. Конвенция № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 год).
3. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 год).
4. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 год).
5. Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 год).
6. Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 год).
7. Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 год).
8. Конвенция № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 год).
9. Конвенция № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 год).
10. Конвенция № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 год).
11. Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 год).
12. Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 год).
13. Конвенция № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 год).
14. Конвенция № 161 «О службах гигиены труда» (1985 год).
15. Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 год).
16. Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 год).
17. Конвенция № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 год).
18. Конвенция № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» (1994 год).
19. Конвенция № 183 «Об охране материнства» (2000 год).
20. Конвенция № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» (2001 год).
21. Конвенция № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 года).
22. Конвенция о труде в морском судоходстве (2006 года).
23. Протокол 2003 года «Уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний и их регистрации» к конвенции № 155 «О безопасности и гигиене труда в промышленной среде» (1981 года).
24. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ООН, г. Роттердам, 10 сентября 1998 года).
25. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнениях.
Приложение № 3
Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения
1. Валовой внутренний продукт
2. Инвестиции в основной капитал
3. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия*
4. Численность постоянного населения*
5. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении*
6. Общий коэффициент рождаемости
7. Общий коэффициент смертности
8. Естественный прирост (убыль) населения
9. Денежные доходы в среднем на душу населения
10. Реальные располагаемые денежные доходы
11. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по видам экономической деятельности, реальная)
12. Просроченная задолженность по заработной плате
13. Доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте
14. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный)
15. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети)
16. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий
17. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
18. Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения
19. Индекс потребительских цен
20. Доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств
21. Численность экономически активного населения (на конец периода)
22. Численность занятых в экономике
23. Распределение занятого населения по статусу, по видам экономической деятельности
24. Общая численность безработных
25. Численность зарегистрированных безработных
26. Число зарегистрированных безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода)
27. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года)
28. Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости
29. Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда*
30. Численность официальных трудовых мигрантов, в том числе из стран СНГ
31. Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин*
32. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом*
33. Основные виды профессиональных заболеваний*
34. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разрезе видов экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»
35. Минимальный размер оплаты труда
36. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы работников федеральных государственных учреждений
_____________________________
* Ежегодно
Приложение 2
- Кафедра профсоюзного движения
- Учебно-методическое пособие Челябинск
- Введение
- «Основы профсоюзого движения»
- Введение в дисциплину
- Понятие «гражданское общество»
- Гражданское общество
- Раздел 1. Проблемы становления и развития профсоюзного движения
- Тема 1. Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом
- Предпосылки возникновения и становления профсоюзов за рубежом
- Предпосылки возникновения рабочего движения
- Тема 2. Основные этапы становления и развития российского профсоюзного движения
- 1. Новая экономическая политика и профсоюзы
- 3. Государственные предприятия, переводимые на так называемый хозяйственный расчет, и профсоюзы
- 6. Профсоюзы и управление предприятиями
- 7. Роль и участие профсоюзов в хоз- и госорганах пролетарского государства
- 8. Связь с массой как основное условие всякой работы профсоюзов
- 9. Противоречия в самом положении профсоюзов при диктатуре пролетариата
- 11. Профсоюзы и мелкобуржуазные влияния на рабочий класс
- О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого
- 30 Декабря 1920 г. (выдержки)
- К V Всероссийской конференции профсоюзов Производственные задачи профсоюзов
- Тема 3. Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников
- Тема 4. Основные этапы формирования профсоюзного законодательства
- Тема 5. Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные права профсоюзов
- Глава III. Гарантии прав профсоюзов
- Глава IV. Защита прав профсоюзов
- Глава V. Ответственность профсоюзов
- Часть вторая
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Раздел 2. Организационно-правовые основы и направления деятельности российских профсоюзов на современном этапе
- Тема 6. Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике
- Всеобщая декларация прав человека
- Преамбула
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 12
- Статья 17
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- Статья 28
- Статья 29
- Статья 30
- Тема 7. Организационное строение профсоюзов
- Конвенция № 98
- Тема 8. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов
- Конституция российской федерации
- Статья 30
- Конвенция № 87
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
- Глава III. Права и обязанности общественного объединения
- Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
- Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
- Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
- Глава VII. Заключительные положения
- Устав общественной организации федерации независимых профсоюзов россии
- 23 Марта 1990 г. С изменениями и дополнениями в редакции
- 30 Ноября 2001 г., 6 октября 2005 г., 15 ноября 2006 г.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Цели, принципы и задачи Федерации
- Глава III. Членские организации Федерации, их права и обязанности
- Глава IV. Структура и органы Федерации
- Глава V. Имущество и финансовая деятельность Федерации
- Глава VI. Реорганизация и ликвидация Федерации
- Тема 9. Социальное партнерство как этап развития социального диалога – важнейшего механизма реализации защитной функции профсоюзов
- Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы
- I. Экономическая политика
- II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
- III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
- IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
- V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
- VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России
- VII. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
- «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-фз
- Тема 10. Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров
- Порядок и регламент процедуры разрешения коллективных трудовых споров
- 3 Рабочих дня
- По дисциплине «основы профсоюзного движения»
- Раздел 1. Проблемы становления и развития профсоюзного движения 8