logo search
Урсэи 2-ой курс / Disk / Subj / 726

VII. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения

Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальней­шее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.

7.1. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в согласовании интересов Сторон:

проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики;

обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета по ним мнения Комиссии:

проекты законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации;

решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти.

Содействовать созданию при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов, а также участию в них представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов.

7.2. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства Стороны обязуются продолжить совместную работу по:

совершенствованию трудового законодательства, разработке нормативных правовых актов, связанных с реализацией положений Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечению активного участия представителей Сторон Комиссии в работе постоянно действующей рабочей группы Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства;

подготовке к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной).

7.3. Стороны обязуются:

рассмотреть разработанную общероссийскими объединениями профсоюзов систему «Единая переговорная кампания»;

проводить мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и территориальном уровнях, а также работы органов социального партнерства;

подготовить предложения по разработке механизмов дальнейшего совершенствования социального партнерства в бюджетной сфере;

содействовать развитию связей Комиссии с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

7.4. В целях распространения принципов социального партнерства Стороны принимают на себя следующие обязательства:

содействовать созданию объединений работодателей, в том числе инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение финансовой отчетности для объединений работодателей, отнесение для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат работодателей в виде сумм добровольных членских взносов в объединения работодателей, созданные в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей»;

содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса;

содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров, в том числе созданию специализированных учреждений по разрешению коллективных трудовых споров;

включить в государственный стандарт высшего профессионального образования дисциплины: «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» и «Основы социального государства»;

частично финансировать за счет средств федерального бюджета Академию труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов – базовые научные и учебно-методические профсоюзные центры в сфере социально-трудовых отношений.

7.5. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.

7.6. Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения работодателей гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях.

7.7. Стороны, признавая солидарную социальную ответственность Прави­тельства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов как одно из условий экономического и социального развития, считают необходимым реализовать меры, направленные на более четкое разграничение социальной роли и ответственности участников социального партнерства.

Стороны при этом исходят из того, что:

участие работодателей в решении социальных задач не может быть заменой государственных обязательств;

социальные инициативы работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах добровольности.

Стороны считают необходимым поддержать инициативы общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также развивающуюся практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов.

7.8. Стороны содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006-2009 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов этой организации.

Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда.

7.9. Стороны принимают на себя обязательства рассмотреть в Комиссии вопросы, связанные с ратификацией Российской Федерацией конвенций Международной организации труда и других международных актов согласно приложению № 2.

7.10. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению № 3.

7.11. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют профсоюзным объединениям и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ на очередной год.

7.12. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

7.13. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

Стороны принимают на себя обязательства ежегодно разрабатывать план совместных действий по реализации Соглашения.

7.14. Рабочие группы Комиссии один раз в полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.

Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

7.15. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

7.16. В случае если Стороны не заключили соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении настоящего Соглашения.

7.17. Текст Соглашения публикуется в «Российской газете» в 2-недельный срок после его подписания.

Приложение № 1

Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации Сторон

В качестве основных показателей, характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, предлагаются следующие.

Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации:

фонд заработной платы;

доля заработной платы в валовом внутреннем продукте;

индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;

номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

прожиточный минимум в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети);

уровень жизни населения (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума);

общая численность безработных;

уровень безработицы в процентах к экономически активному населению;

уровень регистрируемой безработицы.

Показатели проекта федерального бюджета:

расходы федерального (консолидированного) бюджета на социальную сферу;

увеличение расходов федерального (консолидированного) бюджета на социально-культурную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;

финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы и доля получаемых субъектами Российской Федерации дотаций из федерального бюджета в консолидированном бюджете субъекта;

доля социальных затрат в общей структуре расходов федерального (консолиди­рованного) бюджета (включая ее дифференциацию – на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;

минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения;

сведения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений;

объем средств федерального (консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;

социальная классификация расходов федерального (консолидированного) бюджета по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов федерального бюджета, направляемых на решение конкретных социальных задач, – сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства, инвалидов и др.).

Приложение № 2

Перечень конвенций Международной организации труда и других международных актов

1. Конвенция № 42 «О возмещении в случаях профессиональных заболеваний» (1934 год).

2. Конвенция № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 год).

3. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 год).

4. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 год).

5. Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 год).

6. Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 год).

7. Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 год).

8. Конвенция № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 год).

9. Конвенция № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 год).

10. Конвенция № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 год).

11. Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 год).

12. Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 год).

13. Конвенция № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 год).

14. Конвенция № 161 «О службах гигиены труда» (1985 год).

15. Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 год).

16. Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае непла­тежеспособности предпринимателя» (1992 год).

17. Конвенция № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 год).

18. Конвенция № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» (1994 год).

19. Конвенция № 183 «Об охране материнства» (2000 год).

20. Конвенция № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» (2001 год).

21. Конвенция № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 года).

22. Конвенция о труде в морском судоходстве (2006 года).

23. Протокол 2003 года «Уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний и их регистрации» к конвенции № 155 «О безопасности и гигиене труда в промышленной среде» (1981 года).

24. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ООН, г. Роттердам, 10 сентября 1998 года).

25. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнениях.

Приложение № 3

Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения

1. Валовой внутренний продукт

2. Инвестиции в основной капитал

3. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия*

4. Численность постоянного населения*

5. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении*

6. Общий коэффициент рождаемости

7. Общий коэффициент смертности

8. Естественный прирост (убыль) населения

9. Денежные доходы в среднем на душу населения

10. Реальные располагаемые денежные доходы

11. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по видам экономической деятельности, реальная)

12. Просроченная задолженность по заработной плате

13. Доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте

14. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный)

15. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети)

16. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий

17. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

18. Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения

19. Индекс потребительских цен

20. Доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств

21. Численность экономически активного населения (на конец периода)

22. Численность занятых в экономике

23. Распределение занятого населения по статусу, по видам экономической деятельности

24. Общая численность безработных

25. Численность зарегистрированных безработных

26. Число зарегистрированных безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода)

27. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года)

28. Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости

29. Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда*

30. Численность официальных трудовых мигрантов, в том числе из стран СНГ

31. Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин*

32. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом*

33. Основные виды профессиональных заболеваний*

34. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разрезе видов экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»

35. Минимальный размер оплаты труда

36. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы работников федеральных государственных учреждений

_____________________________

* Ежегодно

Приложение 2