К V Всероссийской конференции профсоюзов Производственные задачи профсоюзов
(тезисы доклада т. Рудзутака)
1. Непосредственно после Октябрьской революции профессиональные союзы оказались почти единственными органами, которые наряду с проведением рабочего контроля могли и должны были взять на себя работу по организации и управлению производством. Государственный аппарат управления народным хозяйством в первый период существования Советской власти не был еще налажен, а саботаж владельцев предприятий и высшего технического персонала остро ставил перед рабочим классом задачи сохранения промышленности и восстановления нормального функционирования всего хозяйственного аппарата страны.
2. В последующий период работы ВСНХ, когда значительная часть этой работы свелась к ликвидации частных предприятий и к организации государственного управления ими, профессиональные союзы вели эту работу наряду и совместно с государственными органами экономического управления.
Слабость государственных органов не только объясняла, но и оправдывала подобный параллелизм; исторически он был оправдан фактом установления полного контакта между профсоюзами и органами экономического управления.
3. Управление государственных экономических органов, постепенное овладение ими аппаратом производства и управления, согласования отдельных частей этого аппарата, – все это перенесло центр тяжести работы по управлению промышленностью и выработки производственной программы в эти органы. В связи с этим работа профсоюзов в области организации производства свелась к участию в формировании коллегий главков, центров и заводоуправлений.
4. В настоящий момент мы снова подошли вплотную к вопросу об установлении теснейшей связи между хозяйственными органами Советской республики и профсоюзами, когда необходимо во что бы то ни стало целесообразно использовать каждую трудовую единицу, вовлечь в сознательное участие в процессе производства всю массу производителей в целом; когда государственный аппарат экономического управления, постепенно возрастая и усложняясь, превратился в несоразмерную, громадную по сравнению с самым производством бюрократическую машину, неизбежно толкает профсоюзы к непосредственному участию в организации производства не только персональным представительством в экономических органах, но как организацию в целом.
5. Если ВСНХ подходит к установлению общей производственной программы, исходя из наличия материальных элементов производства (сырья, топлива, состояния машин и т.п.), профессиональные союзы должны подходить к этому вопросу с точки зрения организации труда для производственных задач и целесообразного его использования. Поэтому общая производственная программа по частям и в целом должна быть составлена при непременном участии профсоюзов, чтобы наиболее целесообразно сочетать использование материальных ресурсов производства и труда.
6. Введение действительной трудовой дисциплины, успешная борьба с трудовым дезертирством и т.д. мыслимы лишь при сознательном участии всей массы участников производства в осуществлении этих задач. Этого не достигают бюрократические методы и приказы сверху, а необходимо, чтобы каждый участник производства понял необходимость и целесообразность выполняемых им производственных задач; чтобы каждый участник производства участвовал не только в выполнении заданий сверху, но и сознательно принимал участие в исправлении всех недочетов, технических и организационных, в области производства.
Задачи профсоюзов в этой области огромны. Они должны научить своих членов в каждом цехе, на каждой фабрике отметить и учесть все недочеты в использовании рабочей силы, вытекающие из неправильного использования технических средств или неудовлетворительности административной работы. Сумма опыта отдельных предприятий и производства должна быть использована для решительной борьбы с волокитой, разгильдяйством и бюрократизмом.
7. Чтобы особо подчеркнуть важность этих производственных задач, организационно они должны быть поставлены на определенное место в текущей определенной работе. Организуемые при профсоюзах, согласно постановления III Всероссийского съезда, экономические отделы, развертывая свою работу, должны постепенно освещать и определять характер всей союзной работы. Так, например, в современных общественных условиях, когда все производство направлено к удовлетворению нужд самих трудящихся, тариф и премирование должны находиться в теснейшей связи и зависимости от степени выполнения производственного плана. Натуральное премирование и частичная натурализация заработной платы должны постепенно превратиться в систему снабжения рабочих в зависимости от высоты производительности труда.
8. Такая постановка работы профсоюзов, с одной стороны, должна покончить с существованием параллельных органов (политотделов и т. п.), и с другой – восстановить тесную связь масс с органами экономического управления.
9. После III съезда союзам не удалось осуществить в значительной мере своей программы в деле своего участия в строительстве народного хозяйства, с одной стороны, благодаря военным условиям, с другой – вследствие своей организационной слабости и оторванности от руководящей и практической работы хозяйственных органов.
10. В связи с этим профсоюзы должны поставить себе следующие ближайшие практические задачи: а) самое активное участие в решении вопросов производства к управления; б) непосредственное участие совместно с соответствующими хозяйственными органами в организации компетентных органов управления; в) тщательный учет и влияние на производство различных типов управления; г) обязательное участие в выработке и в установлении хозяйственных планов и производственных программ; д) организация труда в соответствии с ударностью хозяйственных задач; е) развитие широкой организации производственной агитации и пропаганды.
11. Экономические отделы при союзах и союзных организациях необходимо действительно превратить в быстро действующие мощные рычаги планомерного участия союзов в организации производства.
12. В деле планомерности материального обеспечения рабочих союзам необходимо перенести свое влияние на распределительные органы Компрода, как местные, так и центральный, осуществляя практическое и деловое участие и контроль во всех распределительных органах, с обращением особого внимания на деятельность центральных и губернских комиссий по рабочему снабжению.
13. Так как, так называемая, «ударность», благодаря узковедомственным стремлениям отдельных главков, центров и т.д., успела приобрести самый беспорядочный характер, союзам надо стать всюду и везде на защиту действительного проведения ударности в хозяйстве и пересмотра существующей системы определения ударности в соответствии с важностью производства и наличия материальных ресурсов страны.
14. Особенное внимание необходимо сосредоточить на так называемой образцовой группе предприятий, превращая их в действительно образцовые посредством создания компетентного управления, дисциплины труда и работы союзной организации.
15. В деле организации труда, помимо проведения тарифных мероприятий в стройную систему, всестороннего пересмотра нормы выработки, союзам надо твердо взять в руки все дело борьбы с отдельными видами трудового дезертирства (прогулами, опозданиями и т.д.). Дисциплинарные суды, на которые не было обращено должного внимания до сих пор, должны быть превращены в действительное средство борьбы с нарушением пролетарской трудовой дисциплины.
16. Выполнение перечисленных задач, так же, как и выработка практического плана производственной пропаганды и ряда мер по улучшению экономического положения рабочих, должно быть возложено на экономические отделы. Поэтому является необходимым поручить экономическому отделу ВЦСПС в ближайшее время созвать специальное Всероссийское совещание экономических отделов по практическим вопросам хозяйственного строительства в связи с работой государственных экономических органов.
Я надеюсь, что теперь вы увидите, почему мне пришлось себя обругать. Вот это – платформа, она во сто раз лучше и того, что написал т. Троцкий, много раз обдумав, и того, что написал т. Бухарин (резолюцию пленума 7 декабря), совершенно не обдумав. Нам всем, цекистам, не работавшим многие годы в профдвижении, надо бы поучиться у т. Рудзутака, и т. Троцкому и т. Бухарину следовало бы поучиться у него. Эту платформу профсоюзы приняли.
Приложение 3
Именной высочайший указ правительствующему сенату
о временных правилах об обществах и союзах
4марта 1906 г.
Впредь до издания, в соответствии с Манифестом 17-го октября 1905 года общего закона о союзах и обществах мы признали за благо ввести в действие временные, по этому предмету, правила. Соответственные предложения были выработаны Советом министров и затем, по предуказанию нашему, внесены на обсуждение Государственного совета.
По рассмотрении последовавших по сему делу в Государственном совете заключений, повелеваем:
I. Постановить следующие временные правила об обществах и союзах:
1. Обществом, по смыслу настоящего узаконения, почитается соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом – соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных.
2. Общества и союзы могут быть образованы без испрошения на то разрешения правительственной власти, с соблюдением правил, изложенных в нижеследующих статьях.
3. Общества, в коих образуются отделения, а также союзы, должны иметь устав и подчиняются правилам, изложенным в статьях 6-8 и 21-40. Министру внутренних дел предоставляется во всякое время, по ближайшему своему усмотрению, закрывать общества, в коих образованы отделения, а также союзы, если деятельность этих обществ и союзов признается им угрожающей общественному спокойствию и безопасности.
4. Действие настоящего узаконения не распространяется: а) на союзы и общества, преследующие религиозные цели, и б) на общества, образуемые с разрешения учебного начальства учащимися в учебных заведениях из своей среды.
5. Лица, желающие учредить общество или союз на основаниях, не соответствующих правилам настоящего узаконения, обязаны представить проект устава такого общества или союза подлежащему министру или главноуправляющему отдельной частью для утверждения этого устава в установленном порядке.
6. Воспрещаются общества: а) преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом, или же угрожающие общественному спокойствию и безопасности и б) управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества эти преследуют политические цели.
7. Несовершеннолетние, а также учащиеся в низших и средних: учебных заведениях не допускаются ни к образованию общества, ни к участию в них. Учащиеся в высших учебных заведениях могут быть допускаемы к образованию обществ, действующих вне учебных заведений, а равно к участию в таких обществах, лишь на основаниях, особо определяемых в уставах подлежащих учебных заведений.
8. Лица, состоящие на военной и военно-морской службе, подчиняются в отношении образования обществ и участия в них действию высочайшего повеления 16-го декабря 1905 года.
9. Служащие, хотя бы по вольному найму, в правительственных установлениях или на казенных и частных железных дорогах или в телефонных предприятиях общего пользования, могут образовывать в своей среде общества для целей благотворительных или для удовлетворения духовных и материальных своих потребностей, но не иначе, как на основании устава, утверждаемого начальством. Министры и главноуправляющие отдельными частями определяют, кому из начальствующих лиц в правительственных установлениях, на казенных и частных железных дорогах и в телефонных предприятиях общего пользования предоставляется утверждение означенных уставов, а равно дают этим лицам обязательные для них по упомянутому предмету указания. Уставы обществ, в состав коих входят служащие в разных ведомствах, утверждаются по соглашению подлежащих министров и главноуправляющих.
10. Означенные в статье 9 общества не могут в своей деятельности преследовать цели политические или же несовместные с требованиями служебного долга, с служебными отношениями и с существующим порядком и условиями службы. Соединение указанных обществ в союзы воспрещается.
11. Министр и главноуправляющий отдельной частью может закрыть означенные в статье 9 общества, если усмотрит, что деятельность их отклонилась от постановлений устава сих обществ. Начальствующим лицам (ст.9) предоставляется в таких случаях приостанавливать собственной властью действия общества впредь до решения дела министром или главноуправляющим. Закрытие обществ, в состав коих входят служащие разных ведомств, зависит от соглашения подлежащих министров и главноуправляющих.
12. Означенным в ст.9 служащим образование общества вне их среды и участие в таких обществах может быть воспрещено, если это будет признано их начальством (ст.9) не соответствующим требованиям службы.
13. Для заведывания делами об открытии, регистрации, воспрещении и закрытии обществ и союзов образуются губернские или областные по делам об обществах присутствия в составе, установленном для губернских по земским и городским делам (по вопросам, касающимся городского общественного управления) и губернских или областных по городским делам присутствий в местностях, где эти последние присутствия учреждены. В городах: С.-Петербурге, Москве, Одессе, Кронштадте, Николаеве, Керчи, Севастополе и Ростове-на-Дону образуются особые городские по делам об обществах присутствия в составе, определенном для местных особых по городским делам присутствий.
14. В губерниях Царства Польского губернские по делам об обществах присутствия состоят, под председательством губернатора, из вице-губернатора, управляющего казенной палатой, прокурора окружного суда и трех выборных председателей гминных судов губернии, по приглашению генерал-губернатора.
15. Делопроизводство губернских по делам об обществах присутствий возлагается, по распоряжению губернатора, на его канцелярию или на канцелярию губернского правления. Делопроизводство городских по делам об обществах присутствий возлагается на канцелярию градоначальника или военного губернатора, по принадлежности.
16. Обязанности губернских по делам об обществах присутствий возлагаются: в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской, а также в области Якутской на общие присутствия губернского или областного управления, в составе, установленном для рассмотрения дел, касающихся городского общественного управления; в губернии Черноморской – на общее присутствие губернского управления; в областях Уральской, Тургайской, Самаркандской и Ферганской – на областные правления, и в области Закаспийской – на начальника области.
17. Лица, желающие образовать общество, обязаны представить письменное о том заявление губернатору или градоначальнику, который, в случае встреченного им препятствия к образованию общества, передает на рассмотрение губернского или городского по делам об обществах присутствия. Если в течение двух недель со времени получения заявления губернатором или градоначальником лицам, подавшим заявление, не будет сообщено определение присутствия об отказе в удовлетворении заявления, с точным указанием оснований этого отказа, общество может открыть свои действия.
18. В заявлении (ст.17) должны быть указаны: а) цель общества: б) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства его учредителей; в) район его действий; г) порядок избрания распорядителя общества, а если предполагается учредить в обществе правление, то способы его образования и пополнения, а также место нахождения правления или распорядителя и д) порядок вступления и выбытия членов.
19. В случае предполагаемого изменения упомянутых в пунктах а, в, г и д предыдущей (18) статьи условий деятельности общества – об этом подается заявление в порядке, указанном в статье 17.
20. Право приобретать и отчуждать недвижимое имущество, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде, предоставляется тем лишь обществам, кои зарегистрированы в установленном порядке, на основании особого устава.
21. В уставе (статья 20) должны быть указаны: а) название общества, его цель, район и способы его деятельности: б) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства его учредителей: в) порядок вступления и выбытия членов; г) размер членских взносов и порядок уплаты их; д) состав правления, способы его образования и пополнения и предметы его ведения, а также место его нахождения; е) время и порядок созыва общего собрания членов и предметы его ведения; ж) порядок ведения отчетности и з) порядок изменения устава.
22. Заявление о желании образовать общество, подлежащее регистрации (ст.17 и 20), представляется губернатору или градоначальнику учредителями общества с нотариальным засвидетельствованием их законной правоспособности и подлинности подписей, и с приложением заверенного ими проекта устава общества, в двух экземплярах, а также денег, необходимых на припечатание объявлений об образовании общества.
23. Проект устава общества, подлежащего регистрации, вносится по распоряжению губернатора или градоначальника в губернское или городское по делам об обществах присутствие. Присутствие обязано рассмотреть проект в течение месячною срока со дня подачи губернатору или градоначальнику заявления, при котором представлен проект устава (ст.24). Присутствие разрешает регистрацию или отказывает в ней. В первом случае, по вступлении определения присутствия в законную силу, регистрация производится посредством внесения общества в реестр, который ведется при делопроизводстве присутствия. Общество может пользоваться правами, указанными в его уставе, лишь со времени внесения общества в этот реестр. Форма реестра обществ устанавливается министром внутренних дел, по соглашению с министром юстиции.
24. По внесении общества в реестр на обоих представленных учредителями общества экземплярах устава (ст.22) делается за подписью губернатора или градоначальника соответственная надпись, и один из них возвращается просителям.
25. О внесении общества в реестр губернское или городское по делам об обществах присутствие посылает статьи для припечатания установленным порядком в сенатских объявлениях и в местных губернских или областных ведомостях. Формы, по которым должны доставляться присутствиями означенные статьи, устанавливаются министром внутренних дел, по соглашению с министром юстиции.
26. Из реестра делопроизводством губернского или городского по делам об обществах присутствия (ст.15) выдаются в случае надобности правительственным и частным лицам справки, по их о том заявлениям и просьбам.
27. В случае предполагаемого изменения способа пополнения состава правления зарегистрированного общества о сем подается заявление, в порядке, указанном статьею 17. При всяком же ином изменении устава производится новая регистрация.
28. Указанным в статье 20 обществам, с соблюдением действующих по сему предмету указаний, дозволяется, соответственно целям общества, открытие отдельных учреждений и предприятий и устройство чтений, спектаклей, концертов, базаров, сбора пожертвований и т.п.
29. Если в уставе общества не имеется указаний о назначении, которое, в случае прекращения действий общества, должно получить принадлежащее ему имущество, то, по закрытии общества, оставшееся за удовлетворением его долгов имущество поступает в ведение правительства для употребления по назначению, наиболее отвечающему цели общества. Если же принадлежащее обществу имущество служило для личных удобств и выгод его членов и оно, по постановлению общего собрания, не было пожертвовано для какой-либо благотворительной цели, то, по закрытии общества, оставшееся за удовлетворением ею долгов имущество распределяется поровну между всеми членами, входящими в состав общества во время его закрытия.
30. Устраиваемые обществами публичные собрания подчиняются действующим о сих собраниях постановлениям.
31. Распорядители или правление общества, немедленно по их избрании, обязаны подать о том письменное заявление губернатору или градоначальнику, или же начальнику местной полиции, с приложением списка распорядителей или лиц, входящих в состав правления.
32. Распорядители или правление обязаны немедленно заявить губернатору или градоначальнику, или начальнику местной полиции о каждом изменении в составе распорядителей или правления общества, об открытии или закрытии отделений общества и о закрытии самого общества.
33. О закрытии обществ, в деятельности коих допущено нарушение требований статей 6-8, 10, 19, 31 и 32, а также обществ, уклонившихся от указанных в их уставах (cт.10 и 23) или заявлениях (ст.18) условий их деятельности, и таких, об учреждении коих не было заявлено в порядке, установленном статьями 17, 18 и 22, губернатор или градоначальник предлагает на разрешение губернского или городского по делам об обществах присутствия.
34. В случае обнаружившихся в деятельности общества, образованного с соблюдением установленного порядка, отступлении от закона или уклонений от обязательных для общества, согласно уставу или заявлению учредителей (ст.10, 18 и 23), условий его деятельности, губернатору или градоначальнику предоставляется, до внесения дела о закрытии общества в губернское или городское по делам об обществах присутствие, предложить самому обществу, в назначенный губернатором срок, принять меры к устранению допущенных обществом неправильностей.
35. Если деятельность общества угрожает общественной безопасности и спокойствию или принимает явно безнравственное направление, губернатор или градоначальник вправе приостановить собственною властью действие общества, о закрытии его предложить на разрешение губернского или городского по делам об обществах присутствия.
36. Предварительно рассмотрению в губернском пли городском по делам об обществах присутствии внесенного в оное дела, может быть произведено местное дознание по распоряжению губернатора или градоначальника, или по поручению присутствия, одним из его членов.
37. О дне слушания дела в губернском или городском по делам об обществах присутствии извещаются заинтересованные в нем лица, а именно, смотря по роду дела, или лица, подавшие заявление об образовании общества, или распорядители и члены правления общества. Неявка их в заседание не останавливает рассмотрение дела, а явившиеся допускаются к представлению присутствию словесных объяснений.
38. Определения губернского или городского по делам об обществах присутствия могут быть обжалованы лицами, подавшими заявление об образовании общества, или представителями общества, если оно образовалось, о двухнедельный со времени объявления им сего определения срок, в Первый департамент Правительствующего сената. Жалобы подаются в губернское или городское по делам об обществах присутствие и представляются губернатором, с объяснениями присутствия, в Правительствующий сенат.
39. Губернатор или градоначальник, если не признает возможным согласиться с решением большинства членов губернского или городского по делам об обществах присутствия, приостанавливает исполнение означенного решения и безотлагательно представляет дело министру внутренних дел, который или предлагает губернатору или градоначальнику о приведении решения в исполнение, или входит в Правительствующий сенат с представлением об отмене оного.
40. Все дела об обществах разрешаются в Первом департаменте Правительствующего сената окончательно, по выслушании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, в случае же равенства голосов – по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности первоприсутствующего.
II. Постановить следующие временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятии:
1. Профессиональные общества имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий.
2. В частности, профессиональные общества могут ставить себе целью: а) изыскание способов к устранению, посредством соглашения или третейского разбирательства, недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимателями и нанимаемыми; б) выяснение размеров заработной платы и других условий труда в различных отраслях промышленности и торговли; в) выдачу пособий своим членам; г) устройство касс: похоронных, приданных, взаимопомощи и т.п.; д) устройство библиотек, профессиональных школ, курсов и чтений: е) доставление своим членам возможности выгодного приобретения предметов первой необходимости и орудий производства; ж) оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук и з) оказание юридической помощи своим членам.
3. Образуемые профессиональными обществами, для осуществления своих целей учреждения (ст.2) подчиняются действующим относительно сих учреждений общим постановлениям.
4. Профессиональные общества могут представлять подлежащим учреждениям ходатайства по предметам, касающимся целей и деятельности общества, а также сообщать, по требованию этих учреждений, свои по означенным предметам соображения.
5. Профессиональное общество может открывать отделения общества для определенных местностей или же для определенных групп своих членов с тем лишь условием, чтобы означенные отделения не имели особого от общества управления.
6. Соединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз воспрещается. Воспрещаются также профессиональные общества, управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей.
7. В профессиональное общество могут вступать только те лица обоего пола, кои занимаются в торговых и промышленных предприятиях, как казенных, так и частных, одинаковыми, однородными, либо имеющими между собою связь работами или промыслами, а также владельцы одинаковых, однородных либо имеющих между собою связь промышленных или торговых предприятии.
8. Несовершеннолетние могут вступать в профессиональное общество, если в уставе общества (ст.11) не имеется постановлений, ограничивающих принятие их в состав общества.
9. Лица, желающие образовать профессиональное общество, обязаны не позднее, как за две недели до открытия его действий, подать подлежащему, по месту нахождения правления общества, старшему фабричному инспектору или окружному горному инженеру письменное о том заявление с нотариальным засвидетельствованием законной правоспособности заявителей и подлинности их подписей и с приложением заверенного ими устава общества, в двух экземплярах, а также денег, необходимых на припечатание объявлений об образовании общества.
10. Подробности порядка действий общества и его отделений, а также порядок управления его делами, поскольку это не указано в настоящем узаконении, определяются уставом общества.
11. В уставе общества (ст.10) должны быть указаны: а) название общества, его цель, район и способы его деятельности, а также место нахождения общества; б) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства его учредителей; в) порядок вступления и выбытия членов; г) права и обязанности членов; д) размеры членских взносов и порядок уплаты их; е) состав правления и место нахождения, порядок заведывания имуществом общества, способы избрания и полномочия правления и лиц, на коих возлагается управление делами и имуществом общества; ж) срок полномочий членов правления и лиц, на коих возлагается управление делами и имуществом общества, а также порядок досрочного устранения их от должности; з) способ ведения отчетности; и) порядок и срок созыва общих собраний, общества и его отделений: к) предметы ведения общего собрания; л) условия действительности постановлений общего собрания; м) порядок изменения устава и закрытия общества, а также способ ликвидации дел общества; н) устройство различных вспомогательных при обществе учреждений (касс взаимопомощи и для выдачи пособий, библиотек. профессиональных школ и т.п.), если таковые предполагаются, и о) в подлежащих случаях порядок открытия отделений общества.
12. Заявления об образовании профессиональных обществ с проектами их уставов представляются старшим фабричным инспектором или окружным горным инженером губернатору или градоначальнику, который передает их в губернское или городское по делам об обществах присутствие, для рассмотрения и дальнейшего направления на основании статей 23 и 24 отдела I настоящего узаконения.
13. При рассмотрении дел о профессиональных обществах в состав губернского или городского по делам об обществах присутствия входит старший фабричный инспектор или окружной горный инженер, или лица, их заменяющие, по принадлежности.
14. Министру торговли и промышленности, по соглашению с подлежащими министрами, предоставляется по отношению к тем местностям, где не учреждены должности старших фабричных инспекторов или окружных горных инженеров, возлагать обязанности их на иных местных должностных лиц.
15. Форма реестра профессиональных обществ устанавливается по соглашению министров внутренних дел и юстиции с министром торговли и промышленности.
16. О внесении профессионального общества в реестр губернское или городское по делам об обществах присутствие сообщает отделу промышленности министерства торговли и промышленности и посылает статьи для припечатания установленным порядком в сенатских объявлениях и местных губернских или областных ведомостях.
17. Каждое профессиональное общество на общем своем собрании избирает из числа совершеннолетних его членов правление для заведывания делами общества, на основании устава общества (ст.11) и особых по отдельным предметам постановлений общего собрания.
18. Правление профессионального общества, немедленно по его избрании (ст.17), обязано подать о том письменное заявление указанным в статье 9 должностным лицам с приложением списка лиц, входящих в состав правления, а также лиц, участвующих в управлении делами общества, с обозначением должности каждого из них и рода занятий.
19. Правление профессионального общества обязано немедленно заявлять указанным в статье 9 должностным лицам: а) о каждом изменении в составе правления и вообще в составе лиц, участвующих в управлении делами общества; б) о каждом изменении устава; в) об открытии или закрытии отделения общества (ст.5) и г) о закрытии общества.
20. Лица и учреждения, упомянутые в статьях 12-14, обязаны о поступивших заявлениях (ст. 9, 18 и 19) выдавать, в случае надобности, справки правительственным и общественным учреждениям, а также должностным и частным лицам, по их о том заявлениям и просьбам.
21. О поступающих заявлениях (ст.9, 18 и 19) и сведениях относительно профессиональных обществ, учреждаемых для лиц, занятых в казенных предприятиях, старший фабричный инспектор или окружной горный инженер или же заменяющие их должностные лица (ст.14) уведомляют заведывающих подлежащими казенными предприятиями должностных лиц.
22. В случае, предусмотренном статьею 39 отдела I настоящего узаконения, о направлении дела, представленного губернатором, министр внутренних дел входит в соглашение с министром торговли и промышленности.
23. Министру торговли и промышленности предоставляется издавать подробные правила о представлении отчетов профессиональных обществ.
24. На профессиональные общества распространяется действие пункта а) статьи 6 и статей 20, 23, 24, 29 и 30-40 отдела I настоящего узаконения.
III. Статью 124 Высочайше утвержденного, 22 марта 1903 г, Уголовного уложения изложить следующим образом:
Ст.124. Виновный в образовании союза обществ или общества, не исключая и профессионального, или в управлении им, или же в участии в оном, без соблюдения или с нарушением установленных законом правил, а равно служащий, виновный в нарушении законного распоряжения власти, запрещающего ему образование общества или участие в нем, наказывается: арестом на срок не свыше трех месяцев или денежною пенею не свыше трехсот рублей.
Если же виновный образовал союз обществ или общество, не исключая и профессионального, или участвовал в оном:
1) заведомо, что союз обществ или общество преследует цели, воспрещенные законом уголовным или противные общественной нравственности или же угрожающие общественному спокойствию или безопасности или же заведомо, что общество служащих, указанных в статье 9 временных правил об обществах и союзах, преследует цели, воспрещенные статьей 10 тех же правил;
2) заведомо, что союз обществ или общество, преследующие политические цели, или же профессиональное общество управляется учреждениями или лицами, находящимися за границею;
3) заведомо, что союз обществ или общество не разрешены, воспрещены или закрыты подлежащею властью или что действие их в установленном порядке приостановлено;
4) заведомо, что союз обществ или общество принимает особые меры для сокрытия своего существования или преследуемых им целей, или порядка его управления, или лиц, принимающих участие в управлении;
то он наказывается: заключением в крепости на срок не свыше одного года или заключением в тюрьме.
Сему же наказанию подлежат и виновные в образовании союза обществ служащих, указанных в статье 9 Временных правил об обществах и союзах, союза профессиональных обществ или в участии в таких союзах, или же в открытии отделения профессионального общества, с особым от общества управлением, или участии в таком отделении.
IV. Ввести в действие статью 124 Уголовного уложения (отд. III) на основаниях, указанных в отделе VII Высочайше утвержденного, 7 июня 1904 г, мнения Государственного совета о некоторых изменениях в порядке производства по делам о преступных деяниях государственных и о применении к оным постановлений нового Уголовного уложения (Собр. узок., ст.966).
V. В изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить:
1) Дела, о преступных деяниях, предусмотренных статьею 124 Уголовного уложения, если деяния эти учинены служащими хотя бы по вольному найму, в правительственных установлениях, или теми служащими на казенных и частных железных дорогах или в телефонных предприятиях общего пользования, кои пользуются правами государственной службы, возбуждаются по сообщениям их начальства и производятся в общем порядке уголовного судопроизводства. Начальству обвиняемого предоставляется, в случае возбуждения судебного против него преследования, применять статью 1100 Устава уголовного судопроизводства (Свод. зак., т.XVI ч.I. изд. 1892 г.). От начальства зависит, не возбуждая судебного преследования, ограничиться наложением на виновных взыскания в пределах, указанных законом (Свод. зак., т.XV, изд. 1885 г, Улож. наказ., ст.69, прим.).
VI. Те постановления временных правил об обществах и союзах (отд.I), кои касаются приостановления действия и закрытия обществ и союзов и последствий таких мер, распространить и на союзы и общества, образовавшиеся до обнародования настоящего узаконения, если в их уставах, утвержденных установленным порядком, не содержится иных по этому предмету определений.
VII. Обязать те из образовавшихся до обнародования настоящего узаконения обществ и союзов, кои не имеют утвержденных в установленном порядке уставов, исполнить, если желают продолжать свою деятельность, требования, изложенные в отделе I правил. На подачу заявлений, указанных в статьях 17 и 22 сих правил, назначить трехнедельный, срок со дня обнародования настоящего узаконения с тем, чтобы и до истечения этого срока допускалось применение к вышеупомянутым обществам и союзам постановлений, изложенных в статьях 3, 11, 35 и 40 тех же правил. Предоставить министру внутренних дел в случаях, заслуживающих особого уважения, продлить для отдельных обществ и союзов, по их о том ходатайствам, вышеуказанный срок до шести недель.
Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:
«НИКОЛАЙ»
В Царском Селе,
4-го марта 1906 г.
- Кафедра профсоюзного движения
- Учебно-методическое пособие Челябинск
- Введение
- «Основы профсоюзого движения»
- Введение в дисциплину
- Понятие «гражданское общество»
- Гражданское общество
- Раздел 1. Проблемы становления и развития профсоюзного движения
- Тема 1. Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом
- Предпосылки возникновения и становления профсоюзов за рубежом
- Предпосылки возникновения рабочего движения
- Тема 2. Основные этапы становления и развития российского профсоюзного движения
- 1. Новая экономическая политика и профсоюзы
- 3. Государственные предприятия, переводимые на так называемый хозяйственный расчет, и профсоюзы
- 6. Профсоюзы и управление предприятиями
- 7. Роль и участие профсоюзов в хоз- и госорганах пролетарского государства
- 8. Связь с массой как основное условие всякой работы профсоюзов
- 9. Противоречия в самом положении профсоюзов при диктатуре пролетариата
- 11. Профсоюзы и мелкобуржуазные влияния на рабочий класс
- О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого
- 30 Декабря 1920 г. (выдержки)
- К V Всероссийской конференции профсоюзов Производственные задачи профсоюзов
- Тема 3. Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников
- Тема 4. Основные этапы формирования профсоюзного законодательства
- Тема 5. Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные права профсоюзов
- Глава III. Гарантии прав профсоюзов
- Глава IV. Защита прав профсоюзов
- Глава V. Ответственность профсоюзов
- Часть вторая
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Раздел 2. Организационно-правовые основы и направления деятельности российских профсоюзов на современном этапе
- Тема 6. Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике
- Всеобщая декларация прав человека
- Преамбула
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 12
- Статья 17
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- Статья 28
- Статья 29
- Статья 30
- Тема 7. Организационное строение профсоюзов
- Конвенция № 98
- Тема 8. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов
- Конституция российской федерации
- Статья 30
- Конвенция № 87
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
- Глава III. Права и обязанности общественного объединения
- Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
- Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
- Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
- Глава VII. Заключительные положения
- Устав общественной организации федерации независимых профсоюзов россии
- 23 Марта 1990 г. С изменениями и дополнениями в редакции
- 30 Ноября 2001 г., 6 октября 2005 г., 15 ноября 2006 г.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Цели, принципы и задачи Федерации
- Глава III. Членские организации Федерации, их права и обязанности
- Глава IV. Структура и органы Федерации
- Глава V. Имущество и финансовая деятельность Федерации
- Глава VI. Реорганизация и ликвидация Федерации
- Тема 9. Социальное партнерство как этап развития социального диалога – важнейшего механизма реализации защитной функции профсоюзов
- Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы
- I. Экономическая политика
- II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
- III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
- IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
- V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
- VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России
- VII. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
- «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-фз
- Тема 10. Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров
- Порядок и регламент процедуры разрешения коллективных трудовых споров
- 3 Рабочих дня
- По дисциплине «основы профсоюзного движения»
- Раздел 1. Проблемы становления и развития профсоюзного движения 8