82. Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил. Например, Постановлением Правительства Москвы от 18 мая 1999 г. № 442 утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве. Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В субъектах Российской Федерации создаются и действуют специальные органы. Например, в Москве функционирует Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Городской совет по наружной рекламе (консультативный общественный орган).
Договоры на размещение средств наружной рекламы и на право использования рекламного пространства в Москве заключаются государственным унитарным предприятием "Городская реклама и информация", рекламы на транспорте - государственным унитарным предприятием "Реклама и информация на транспорте". Заключенные договоры подлежат регистрации в течение 10 дней после их подписания в едином городском реестре рекламных мест. Разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в г. Москве, а также порядок распределения средств. В целях пополнения бюджета и совершенствования внешнего облика города проводятся конкурсы на право размещения средств наружной рекламы. В составе единого бюджета г. Москвы формируется Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации.
Расходы на рекламу включаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных компаний, а также на прочие виды рекламы осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораслространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.
Государственным органом, в функции которого входит контроль за осуществлением рекламной деятельности, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные подразделения. При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.
Контрреклама - это опровержение ненадлежашей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.
За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежашей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.
- Вопрос 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Вопрос 2. Понятие предпринимательского права, его правовая природа
- Вопрос 3. Предмет и метод предпринимательского права.
- Вопрос 4.Принципы предпринимательского права.
- Вопрос 5. Источники предпринимательского права.
- Вопрос 6. Понятие, виды, содержание и субъекты предпринимательских правоотношений.
- Особенности предпринимательских правоотношений
- Объекты предпринимательских правоотношений
- Основания возникновения предпринимательских правоотношений
- Виды предпринимательских правоотношений Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- Вопрос 7. Понятие, признаки и классификация субъектов предпринимательской деятельности.
- Вопрос 8. Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательского права.
- Вопрос 9. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
- Вопрос 10. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права.
- Вопрос 11. Структурные подразделения организаций как субъекты предпринимательского права.
- 12. Субъекты малого и среднего предпринимательства.
- 13. Объединения в сфере предпринимательства.
- 14. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права. Способы их создания.
- 15. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отказ в государственной регистрации.
- 16. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
- 17. Понятие, виды и способы реорганизации субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Этапы ликвидационного процесса.
- 19. Понятие, методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.
- 20. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
- 21. Государственный контроль (надзор) при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 22. Техническое регулирование: понятие, цели, принципы. Понятие и виды технических регламентов.
- 23. Стандартизация: понятие, цели, принципы. Понятие и виды стандартов.
- 24. Подтверждение соответствия.
- 25. Правовое обеспечение в сфере единства измерений.
- 26. Правовое обеспечение санитарных и гигиенических требований и требований обращения с отходами.
- 27. Налогообложение в сфере предпринимательской деятельности.
- 28. Понятие и виды цен.
- 29. Способы регулирования цен.
- 30. Правовые основы государственного регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования.
- 31. Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности.
- 32. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом субъектов предпринимательского права.
- 33. Правовой режим основных средств.
- 34. Правовой режим оборотных средств.
- 35. Правовой режим нематериальных активов.
- 36. Правовой режим капиталов, фондов и резервов организаций.
- 37. Понятие и правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества.
- 38. Субъекты и объекты приватизации.
- 39. Способы приватизации.
- 40. Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства.
- 41. Система процедур банкротства. Основания возбуждения дела о банкротстве.
- 42. Правовой статус арбитражных управляющих.
- 43. Процедура наблюдения.
- 44. Процедура финансового оздоровления.
- 45. Процедура внешнего управления.
- 46. Процедура конкурсного производства.
- 47. Мировое соглашение как процедура банкротства.
- 48. Упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника.
- 49. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности
- 50. Правовые основы государственного кредитования предпринимательской деятельности.
- 51. Правовое регулирование банковского, товарного и коммерческого кредитования.
- 52. Понятие и способы расчетов, применяемых между субъектами предпринимательской деятельности.
- 53. Понятие и виды конкуренции. Субъекты конкурентных отношений.
- 54. Правовое положение антимонопольных органов.
- 55. Понятие и признаки доминирующего положения.
- 56. Понятие и виды монополистической деятельности на товарном рынке.
- 57. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 58. Правовые средства антимонопольного регулирования.
- 59. Государственный контроль за экономической концентрацией.
- 60. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
- 61. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 62. Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг.
- 63. Понятие и виды ценных бумаг. Ценная бумага как объект рынка ценных бумаг.
- 64. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг. Процедура эмиссии.
- 65. Субъекты рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- 66. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
- 67. Понятие и виды инвестиций.
- 68. Понятие, виды и этапы инвестиционной деятельности.
- 69. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 70. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
- 71. Правовое регулирование иностранных инвестиций, их понятие и виды. Правовой
- 72. Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции.
- 73. Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений.
- 74. Инвестиционная деятельность в особых экономических зонах.
- 75. Понятие и виды инноваций. Правовые формы создания и реализации инноваций.
- 76. Понятие, субъекты и объекты инновационной деятельности, источники ее финансирования.
- 77. Государственное регулирование инновационной деятельности.
- 78. Понятие и классификация видов рекламы.
- 79. Субъекты рекламных отношений.
- 80. Общие требования, предъявляемые к рекламе.
- 81. Специальные требования, предъявляемые к рекламе.
- 82. Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
- 83. Понятие и содержание страхования и страховой деятельности. Виды страхования.
- 84. Субъекты страхового дела и участники страховых отношений. Объект страхования.
- 85. Государственное регулирование страховой деятельности.
- 86. Порядок и условия лицензирования страховой деятельности. Иные правовые средства государственного регулирования и контроля за страховой деятельностью.
- 87. Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 88. Правовое положение субъектов внешнеэкономической деятельности.
- 89. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 90. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.
- 91. Правовое регулирование бухгалтерского учета, основные правила его ведения.
- 92. Правовые основы налогового учета.
- 93. Правовое регулирование бухгалтерской отчетности.
- 94. Состав, содержание и порядок предоставления бухгалтерской отчетности.
- 95. Правовое регулирование формирования и представления налоговой отчетности.
- 96. Правовое регулирование формирования и представления статистической отчетности.
- 97. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете.
- 98. Понятие, правовое регулирование и принципы оценочной деятельности.
- 99. Субъекты и объекты оценочной деятельности. Обязательная оценка.
- 100. Стоимость объектов оценки. Методы и подходы к оценке.
- 101. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 102. Субъекты аудиторской деятельности.
- 103. Понятие и виды аудиторских проверок. Аудиторское заключение.
- 104. Ответственность предпринимателей за несоблюдение законодательства о предпринимательской деятельности.
- 105. Формы и способы защиты прав и интересов предпринимателей.
- 106. Досудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- 107. Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- 108. Рассмотрение споров третейскими судами.