82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
Взаимодействие с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе двухсторонних международных договоров, международных соглашений или на основе принципа взаимности, в соответствии с которым Верховный Суд РФ, а также правоохранительные министерства и ведомства письменно подтверждают обязательство оказать правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий или выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. При необходимости производства следственных действий на территории иностранного государства следователь вносит запрос об их производстве компетентным органам иностранного государства. Запрос направляется через:
Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда;
Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с деятельностью других судов;
Министерство внутренних дел РФ, ФСБ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
Генеральную прокуратуру РФ - во всех остальных случаях.
Запрос о производстве процессуальных действий должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос и органа, в который он направляется; наименование уголовного дела; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос; сведения об обстоятельствах совершенного преступления, его квалификацию; изложение подлежащих выяснению обстоятельств и перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. Запрос и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами, соглашениями или на основе принципа взаимности, пользуются такой же юридической силой, как и доказательства, полученные на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями УПК РФ.
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны для производства процессуальных действий на территории России. Явившиеся лица не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям за деяния, которые имели место до пересечения ими границы РФ. Однако действие иммунитета прекращается, если лицо через 15 суток после производства процессуальных действий не покинуло территорию Российской Федерации, хотя могло это сделать.
Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается лишь при условии временной передачи его на территорию Российской Федерации для совершения действий, указанных в запросе о вызове, и должно быть возвращено иностранному государству в сроки, указанные в ответе на запрос.
При исполнении запроса иностранного государства о производстве процессуальных действий на территории Российской Федерации применяются нормы УПК РФ. Если преступление совершено в России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и при этом невозможно произвести процессуальные действия с его участием на территории Российской Федерации, то материалы уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении их иностранному государству для осуществления уголовного преследования.
Запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.
Выдача лица для осуществления уголовного преследования и исполнения приговора
Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать лиц на основе принципа взаимности этому государству.
На основе принципа взаимности лицо может быть выдано для осуществления уголовного преследования, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание не менее одного года лишения свободы. Для исполнения приговора лицо может быть выдано, если оно осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев. Для решения вопроса о выдаче в Генеральную прокуратуру РФ представляются все необходимые материалы для направления запроса иностранному государству. Такой запрос должен содержать: данные о запрашивающем органе; данные о лице, в отношении которого направляется запрос; обстоятельства дела и квалификация преступления; сведения о приговоре или постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.К запросу о выдаче для уголовного преследования должны быть приложены заверенные копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о не отбытом сроке наказания. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Однако такого согласия не требуется, если выданное лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по своей вине не покинуло территорию Российской Федерации либо добровольно возвратилось в Российскую Федерацию. Российская Федерация также на основе международного договора или принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина (или лицо без гражданства), находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Выдача лица может быть произведена в случаях:
если за преступление предусмотрено наказание не менее одного года лишения свободы;
если лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев;
если иностранное государство гарантирует, что лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе, и после отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию этого государства, а также не будет передано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. Это решение может быть обжаловано в суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения лица, в отношении которого принято решение, в течение 10 суток с момента получения уведомления о его выдаче.
Выдача не допускается, если:
лицо является гражданином Российской Федерации;
лицу предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с преследованием по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности или по политическим убеждениям;
в отношении лица за то же самое деяние имеется вступивший в законную силу приговор или постановление о прекращении уголовного дела;
уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение в связи с истечением сроков давности или по иному основанию;
имеется решение суда о наличии препятствий для выдачи данного лица.
В выдаче лица может быть отказано, если:
деяние не является преступлением;
деяние совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации;
за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование данного лица;
уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения.
При получении запроса о выдаче Генеральный прокурор РФ или его заместитель должен решить вопрос об избрании меры пресечения в отношении лица, указанного в запросе.
Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте и времени передачи выдаваемого лица. Если это лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Если же иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять подлежащее выдаче лицо и уведомляет об этом, а также если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, то дата передачи может быть перенесена. Однако в любом случае по истечении 30 суток со дня, установленного для передачи, лицо подлежит освобождению.
Передача лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является
Передача лица, осужденного в Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, либо передача гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации допускается на основании решения суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции либо обращения осужденного или его представителя, а также компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности.
В передаче гражданина иностранного государства может быть отказано, если:
- ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не является преступлением по законодательству того государства, гражданином которого является осужденный;
- наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие:
а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
б) непризнания иностранным государством приговора суда Российской Федерации либо признания, но без установления порядка и условий отбывания наказания на территории иностранного государства;
в) несопоставимости с условием и порядком отбывания наказания, определенных иностранным государством;
- от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;
- не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором;
- осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представления или обращения о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывается:
наименование суда иностранного государства, дата и место постановления приговора;
сведения о последнем месте жительства и месте работы лица в Российской Федерации;
описание преступления и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден;
статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за преступление, совершенное осужденным;
вид и срок назначенного наказания, отбытый срок и срок, который осужденный должен отбыть в Российской Федерации.
Если по закону Российской Федерации за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, установленный Уголовным кодексом Российской Федерации. Если нее лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания, то суд определяет наказание, наиболее соответствующее назначенному по приговору суда иностранного государства, но в пределах санкции статьи УК РФ за данное преступление.
Если лицо осуждено за несколько деяний, не все из которых являются преступлениями по УК РФ, то суд определяет, какая часть наказания применяется к деянию, являющемуся преступлением.
Постановление суда обращается к исполнению в общем порядке.
В том случае, если при рассмотрении представления или обращения о передаче гражданина Российской Федерации суд придет к выводу, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по законодательству РФ либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности или по иному основанию, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства.
- 1. Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд.
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура организации деятельности.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие, принципы.
- 6. Избирательные системы: понятие, виды, избирательные системы, применяемые при формировании органов государственной власти рф.
- 7. Избирательный процесс.
- 8. Источники конституционного права: понятие, классификация, иерархия.
- 9. Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы и система.
- 10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 12. Конституционно-правовая природа и принципы федеративного устройства рф.
- Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.
- 14. Конституционно-правовой статус субъектов рф: структура и основные элементы.
- 15. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина рф.
- 1). Личные права и свободы.
- 2) Политические права и свободы.
- 3) Социально-экономические права и свободы.
- 16. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 17. Конституционные основы судебной системы рф.
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления.
- 2) В сфере управления муниципальной собственностью:
- 3) В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- 19. Конституционный Суд: понятие, компетенция, состав, порядок образования, срок полномочий, принципы деятельности.
- 20. Конституция: понятие, сущность, предмет конституционного регулирования, юридические свойства.
- 21. Муниципальная служба: понятие, принципы и прохождение.
- 22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 24. Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус, формы взаимоотношений общественных объединений и государства.
- 25. Организация работы Президента рф.
- 26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
- 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
- 27. Основы конституционного строя рф: понятие, элементы.
- 28. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы.
- 29. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением.
- 30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
- 31. Политические права. Личные права и свободы.
- 32. Понятие и виды административных взысканий.
- 33. Понятие и виды государственной службы.
- 34. Понятие и предмет муниципального права. Источники муниципального права.
- 35. Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
- 36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.
- 37. Понятие, признаки и виды органов местного самоуправления. Порядок их образования.
- 39. Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 40. Правительство рб: состав, порядок формирования, компетенция.
- 41. Правительство рф: конституционный статус, порядок формирования, компетенция, прекращение полномочий.
- 42. Правовое содержание административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.
- 43. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 45. Президент рф: порядок выборов, компетенция, акты, прекращение полномочий.
- 46. Принципы социального и правового государства по Конституции рф
- 47. Принятие в рф и образование в ее составе нового субъекта.
- 48. Производство по делам об административных правонарушений.
- 49. Прокуратура рф: понятие, функции и структура органов прокуратуры.
- 50. Разделение властей в рф. Горизонтальное и вертикальное разделение властей.
- 51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума рф.
- 52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.
- 53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
- 54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 55. Структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 56. Структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- 57. Суверенитет в рф: понятие, сущность виды. Россия – суверенное государство.
- 58. Территориальные основы местного самоуправления.
- 59. Устав муниципального образования: понятие и порядок принятия.
- 60. Федеральное Собрание рф: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания рф.
- 61. Форма правления в России.
- 62. Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 63. Экономическая основа местного самоуправления.
- 64. Экономические и социально-культурные права и свободы.
- 65. Экономические основы конституционного строя России.
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданского правоотношения
- 68. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательства.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 80. Ст. 228 ук рф «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
- 81. Ст. 108 ук рф «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
- 83. Участники уголовного процесса. Понятие, виды, процессуальный статус.
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 87. Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора. Пределы прав и виды решений надзорной инстанции: характеристика, основания принятия. Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.
- 88. Научно-технические средства фиксации следственных действий. Научно-технические средства осмотра и предварительного исследования вещественных доказательств.
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- 90. Криминалистическая характеристика преступлений. Тактические приемы психологического и логического воздействия при изобличении во лжи допрашиваемых лиц.