7. Избирательный процесс.
Избирательный процесс – деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.
1. Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 15 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.
2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.
3. Формирование избирательных комиссий. Существует целая система избирательных комиссий:
Центральная избирательная комиссия РФ;
избирательные комиссии субъектов РФ;
окружные избирательные комиссии;
территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);
избирательные комиссии муниципальных образований;
участковые избирательные комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы.
Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то, что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.). Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
4. Выдвижение, регистрация кандидатов. Это наиболее важная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:
выдвижение избирательными объединениями. Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);
выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;
самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).
Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
5. Предвыборная агитация. Это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.
Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании. Избирательные фонды могут создаваться за счет:
средств, выделенных кандидатам в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.
6. Голосование. Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее, чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов. Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.
7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям. На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.
- 1. Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд.
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура организации деятельности.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие, принципы.
- 6. Избирательные системы: понятие, виды, избирательные системы, применяемые при формировании органов государственной власти рф.
- 7. Избирательный процесс.
- 8. Источники конституционного права: понятие, классификация, иерархия.
- 9. Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы и система.
- 10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 12. Конституционно-правовая природа и принципы федеративного устройства рф.
- Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.
- 14. Конституционно-правовой статус субъектов рф: структура и основные элементы.
- 15. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина рф.
- 1). Личные права и свободы.
- 2) Политические права и свободы.
- 3) Социально-экономические права и свободы.
- 16. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 17. Конституционные основы судебной системы рф.
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления.
- 2) В сфере управления муниципальной собственностью:
- 3) В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- 19. Конституционный Суд: понятие, компетенция, состав, порядок образования, срок полномочий, принципы деятельности.
- 20. Конституция: понятие, сущность, предмет конституционного регулирования, юридические свойства.
- 21. Муниципальная служба: понятие, принципы и прохождение.
- 22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 24. Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус, формы взаимоотношений общественных объединений и государства.
- 25. Организация работы Президента рф.
- 26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
- 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
- 27. Основы конституционного строя рф: понятие, элементы.
- 28. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы.
- 29. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением.
- 30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
- 31. Политические права. Личные права и свободы.
- 32. Понятие и виды административных взысканий.
- 33. Понятие и виды государственной службы.
- 34. Понятие и предмет муниципального права. Источники муниципального права.
- 35. Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
- 36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.
- 37. Понятие, признаки и виды органов местного самоуправления. Порядок их образования.
- 39. Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 40. Правительство рб: состав, порядок формирования, компетенция.
- 41. Правительство рф: конституционный статус, порядок формирования, компетенция, прекращение полномочий.
- 42. Правовое содержание административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.
- 43. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 45. Президент рф: порядок выборов, компетенция, акты, прекращение полномочий.
- 46. Принципы социального и правового государства по Конституции рф
- 47. Принятие в рф и образование в ее составе нового субъекта.
- 48. Производство по делам об административных правонарушений.
- 49. Прокуратура рф: понятие, функции и структура органов прокуратуры.
- 50. Разделение властей в рф. Горизонтальное и вертикальное разделение властей.
- 51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума рф.
- 52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.
- 53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
- 54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 55. Структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 56. Структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- 57. Суверенитет в рф: понятие, сущность виды. Россия – суверенное государство.
- 58. Территориальные основы местного самоуправления.
- 59. Устав муниципального образования: понятие и порядок принятия.
- 60. Федеральное Собрание рф: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания рф.
- 61. Форма правления в России.
- 62. Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 63. Экономическая основа местного самоуправления.
- 64. Экономические и социально-культурные права и свободы.
- 65. Экономические основы конституционного строя России.
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданского правоотношения
- 68. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательства.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 80. Ст. 228 ук рф «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
- 81. Ст. 108 ук рф «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
- 83. Участники уголовного процесса. Понятие, виды, процессуальный статус.
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 87. Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора. Пределы прав и виды решений надзорной инстанции: характеристика, основания принятия. Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.
- 88. Научно-технические средства фиксации следственных действий. Научно-технические средства осмотра и предварительного исследования вещественных доказательств.
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- 90. Криминалистическая характеристика преступлений. Тактические приемы психологического и логического воздействия при изобличении во лжи допрашиваемых лиц.