logo
IGA

22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

К числу институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе развития общества можно отнести:

В данный перечень институтов непосредственной демократии не вошли наказы избирателей ввиду того, что они теперь не предусматриваются федеральным законодательством и законодательством большинства субъектов Российской Федерации, в результате чего они используются в практике отношений местных органов самоуправления и населения муниципального образования крайне редко.

Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления играют важную роль.

Во-первых, это одна из правовых форм опосредования общественных отношений между органами местного самоуправления и гражданами по участию в управлении делами местного сообщества. При помощи таких институтов непосредственной демократии, как выборы, собрания населения, и ряда других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления, его органов.

Во-вторых, некоторые институты непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и т.п.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

В-третьих, отдельные институты непосредственной демократии (отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед избирателями, досрочный отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, собрания граждан по месту жительства и др.) — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами местного самоуправления, и в этом качестве они являются неотъемлемой частью представительной демократии в системе местного самоуправления. Благодаря обратной связи органов местного самоуправления и граждан, реализуемой через институты непосредственной демократии, обеспечивается возможность органов местного самоуправления оперативно реагировать на экономические, социальные потребности отдельных граждан, коллективов и общественных объединений.

Институт непосредственной демократии может считаться сложившимся лишь тогда, когда его жизнеспособность, полезность и необходимость подтверждены длительной общественной практикой. Признаком тех институтов непосредственной демократии, которые лишь через длительное время получают правовую регламентацию, служат прочное закрепление в общественном сознании и понимание их необходимости, социальной ценности, что способно даже заменять формально юридическую общеобязательность, устанавливаемую правовыми нормами.

Развитие институтов непосредственной демократии протекает и экстенсивно, и интенсивно. Экстенсивное их развитие означает расширение демократических прав и свобод российских граждан, связанных с закреплением в Конституции Российской Федерации и текущем законодательстве более широкого круга демократических прав и свобод российских граждан, с восприятием общепризнанных принципов и норм международного права, с укреплением и совершенствованием гарантий и механизма их реализации. Интенсивное развитие институтов непосредственной демократии предполагает расширение политического участия граждан в решении вопросов местного значения. Без развития реальной активности граждан, без постоянного расширения состава лиц, на деле участвующих в осуществлении местного самоуправления, и повышения эффективности этого участия все институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления останутся лишь формами, будут характеризовать возможности, но не саму общественно-политическую реальность. Говоря об интенсивном развитии институтов непосредственной демократии, следует отметить наличие пределов демократизации в плане расширения политического участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

23. Обжалование и опротестование постановления по делу об административных правонарушениях.

Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его адвокатом, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.

Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения путем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.

Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления.

Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.

Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).