22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
К числу институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе развития общества можно отнести:
местный референдум;
местные выборы;
местные обсуждения;
народную правотворческую инициативу;
досрочный отзыв избирателями членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
собрания (сходы) граждан по месту жительства;
обращения граждан в органы местного самоуправления и общественные объединения;
петиции;
отчеты членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед избирателями;
митинги, демонстрации, уличные шествия и пикетирование.
В данный перечень институтов непосредственной демократии не вошли наказы избирателей ввиду того, что они теперь не предусматриваются федеральным законодательством и законодательством большинства субъектов Российской Федерации, в результате чего они используются в практике отношений местных органов самоуправления и населения муниципального образования крайне редко.
Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления играют важную роль.
Во-первых, это одна из правовых форм опосредования общественных отношений между органами местного самоуправления и гражданами по участию в управлении делами местного сообщества. При помощи таких институтов непосредственной демократии, как выборы, собрания населения, и ряда других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления, его органов.
Во-вторых, некоторые институты непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и т.п.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
В-третьих, отдельные институты непосредственной демократии (отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед избирателями, досрочный отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, собрания граждан по месту жительства и др.) — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами местного самоуправления, и в этом качестве они являются неотъемлемой частью представительной демократии в системе местного самоуправления. Благодаря обратной связи органов местного самоуправления и граждан, реализуемой через институты непосредственной демократии, обеспечивается возможность органов местного самоуправления оперативно реагировать на экономические, социальные потребности отдельных граждан, коллективов и общественных объединений.
Институт непосредственной демократии может считаться сложившимся лишь тогда, когда его жизнеспособность, полезность и необходимость подтверждены длительной общественной практикой. Признаком тех институтов непосредственной демократии, которые лишь через длительное время получают правовую регламентацию, служат прочное закрепление в общественном сознании и понимание их необходимости, социальной ценности, что способно даже заменять формально юридическую общеобязательность, устанавливаемую правовыми нормами.
Развитие институтов непосредственной демократии протекает и экстенсивно, и интенсивно. Экстенсивное их развитие означает расширение демократических прав и свобод российских граждан, связанных с закреплением в Конституции Российской Федерации и текущем законодательстве более широкого круга демократических прав и свобод российских граждан, с восприятием общепризнанных принципов и норм международного права, с укреплением и совершенствованием гарантий и механизма их реализации. Интенсивное развитие институтов непосредственной демократии предполагает расширение политического участия граждан в решении вопросов местного значения. Без развития реальной активности граждан, без постоянного расширения состава лиц, на деле участвующих в осуществлении местного самоуправления, и повышения эффективности этого участия все институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления останутся лишь формами, будут характеризовать возможности, но не саму общественно-политическую реальность. Говоря об интенсивном развитии институтов непосредственной демократии, следует отметить наличие пределов демократизации в плане расширения политического участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
23. Обжалование и опротестование постановления по делу об административных правонарушениях.
Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым.
Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его адвокатом, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения путем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.
Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.
Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления.
Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).
- 1. Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд.
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура организации деятельности.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие, принципы.
- 6. Избирательные системы: понятие, виды, избирательные системы, применяемые при формировании органов государственной власти рф.
- 7. Избирательный процесс.
- 8. Источники конституционного права: понятие, классификация, иерархия.
- 9. Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы и система.
- 10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 12. Конституционно-правовая природа и принципы федеративного устройства рф.
- Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.
- 14. Конституционно-правовой статус субъектов рф: структура и основные элементы.
- 15. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина рф.
- 1). Личные права и свободы.
- 2) Политические права и свободы.
- 3) Социально-экономические права и свободы.
- 16. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 17. Конституционные основы судебной системы рф.
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления.
- 2) В сфере управления муниципальной собственностью:
- 3) В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- 19. Конституционный Суд: понятие, компетенция, состав, порядок образования, срок полномочий, принципы деятельности.
- 20. Конституция: понятие, сущность, предмет конституционного регулирования, юридические свойства.
- 21. Муниципальная служба: понятие, принципы и прохождение.
- 22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 24. Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус, формы взаимоотношений общественных объединений и государства.
- 25. Организация работы Президента рф.
- 26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
- 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
- 27. Основы конституционного строя рф: понятие, элементы.
- 28. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы.
- 29. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением.
- 30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
- 31. Политические права. Личные права и свободы.
- 32. Понятие и виды административных взысканий.
- 33. Понятие и виды государственной службы.
- 34. Понятие и предмет муниципального права. Источники муниципального права.
- 35. Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
- 36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.
- 37. Понятие, признаки и виды органов местного самоуправления. Порядок их образования.
- 39. Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 40. Правительство рб: состав, порядок формирования, компетенция.
- 41. Правительство рф: конституционный статус, порядок формирования, компетенция, прекращение полномочий.
- 42. Правовое содержание административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.
- 43. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 45. Президент рф: порядок выборов, компетенция, акты, прекращение полномочий.
- 46. Принципы социального и правового государства по Конституции рф
- 47. Принятие в рф и образование в ее составе нового субъекта.
- 48. Производство по делам об административных правонарушений.
- 49. Прокуратура рф: понятие, функции и структура органов прокуратуры.
- 50. Разделение властей в рф. Горизонтальное и вертикальное разделение властей.
- 51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума рф.
- 52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.
- 53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
- 54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 55. Структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 56. Структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- 57. Суверенитет в рф: понятие, сущность виды. Россия – суверенное государство.
- 58. Территориальные основы местного самоуправления.
- 59. Устав муниципального образования: понятие и порядок принятия.
- 60. Федеральное Собрание рф: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания рф.
- 61. Форма правления в России.
- 62. Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 63. Экономическая основа местного самоуправления.
- 64. Экономические и социально-культурные права и свободы.
- 65. Экономические основы конституционного строя России.
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданского правоотношения
- 68. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательства.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 80. Ст. 228 ук рф «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
- 81. Ст. 108 ук рф «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
- 83. Участники уголовного процесса. Понятие, виды, процессуальный статус.
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 87. Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора. Пределы прав и виды решений надзорной инстанции: характеристика, основания принятия. Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.
- 88. Научно-технические средства фиксации следственных действий. Научно-технические средства осмотра и предварительного исследования вещественных доказательств.
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- 90. Криминалистическая характеристика преступлений. Тактические приемы психологического и логического воздействия при изобличении во лжи допрашиваемых лиц.